КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 17

Исследователи полагают, что московские иконы второй половины XVII в. послужили образцом для других русских списков Киккской иконы, например, письма мастера Леонтия Тюменева из Рыбной слободы (ныне город Рыбинск Ярославской области; 1693 г., Рыбинский музей-заповедник), на которой царственный образ упрощён по рисунку, и изменены пропорции изображения. В России достаточно рано появились гравюры с Киккской иконой, например, работы мастера Григория Павловича Тепчегорского (с надписью: «Изображение чудотворнаго образа Пртой Бцы Кипрския», конец XVII – начало XVIII в., Научная библиотека МГУ). Отдельный вопрос для исследователей составляет появление плата поверх мафория как своего рода «кипрский след» в русских изображениях Богоматери. Помимо списков Киккской иконы, в том числе работы русских мастеров (С. Ушакова, Т. Филатьева), эта деталь встречается на иконах Божьей Матери конца XVII в. различных иконографических изводов: например, «Богоматерь Взыграние Младенца» предположительно из Успенского собора Московского Кремля (конец XVII в., Исторический музей); «Богоматерь Страстная» и Богоматерь из поясного Деисуса некогда находились в храмах Соловецкого монастыря. Почитание Киккской иконы оказало влияние на распространение за пределами Кипра массовой художественной продукции Киккского монастыря, предназначенной для паломников. Эти евлогии (как правило, иконы небольшого размера) бережно хранились и попадали в частные собрания, а позднее в музейные коллекции, как, например, написанная на кипарисовой дощечке «в пёстрой провинциальной манере живописи» икона (XVIII в., Государственный Эрмитаж), где Богородица представлена в традиционном изводе, с платом поверх мафория; надпись: «᾿Η ΕΛΕΟCΑ ΤΟ ΚΚΚΟ» (там же указаны аналоги в других собраниях). Подобные паломнические реликвии, принесённые на новые места почитания, оказывались у истоков собственных местных традиций: например, икона из Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни близ Брянска, которую афонский подвижник преподобный старец Василий (Кишкин) привёз со Святой Горы в начале XIX в. (не сохранилась). На ней также были изображены архангелы, держащие венец над Богоматерью с Младенцем, и предстоящие – пророк Исаия, апостол Лука, царь Давид. При воспроизведении извода Киккской иконы не всегда указывалась её связь с Киккским монастырём. Иногда в надписи, комментирующей иконное изображение, она называлась «Кипрская», «Милосердствующая», указывалось, что образ хранится «в одном знаменитом монастыре по всеи Греции на острове Кипре» (надпись на иконе первой половины XIX в. из Киево-Печерского историко-культурного заповедника, Киев).



 
PR-CY.ru