КИККСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 9

Исследователи отмечают, что икона из церкви Пресвятой Богородицы Галоктисты между Като-Пиргосом и Пано-Пиргосом (105х82,5 см; Музей Киккского монастыря), созданная в конце XIV в. или несколько раньше, по композиции близка к спискам Киккской иконы из храмов Панагии и мучеников Сергия и Вакха в Калопанайотисе: сходны положение Младенца и наклон головы Богоматери, жесты, цвета одежд и свитка; отсутствует дополнительная лента на перевязи хитона. С.К. Пердикиc отмечает высокие художественные достоинства иконы, что, по его мнению, указывает на образец константинопольского происхождения. Икона из парекклисиона Пресвятой Богородицы Феоскепасты в Калопанайотисе (113х82,5 см; находится в Латинской капелле собора монастыря преподобного Иоанна Лампадиста), написанная, как считает А. Вейл Карр, в конце XIV в. или около 1400 г., иконографически очень близка к образу из церкви Пресвятой Богородицы Галоктисты. Отличия: перевязь хитона и свиток белого, а не красного цвета, на ногах – чёрные сандалии; перекрестье на нимбе Христа выделено красным, оба нимба имеют окантовку из цветных точек, имитирующих обнизь из драгоценных камней. Эта икона, судя по сохранившейся ручке с трёхчастной вилкой, тоже использовалась как выносная и принимала участие в крестных ходах, подобно «Афанасиотиссе» и Киккской иконе из церкви Пресвятой Богородицы Галоктисты. На Кипре также существовали иконы, где средник с изводом Киккской иконы окружали клейма со сценами из Жития Богоматери, как на иконе из церкви Пресвятой Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии (72,5х56 см; Византийский музей имени архиепископа Макария III в Никосии), которую исследователи относят к первой половине XV в. Как и на иконе из церкви Пресвятой Богородицы Галоктисты, художник использовал один цвет для плата Богоматери, перевязи на хитоне Младенца и свитка. Тема будущих страданий Спасителя подчёркнута не только ярким красным оттенком в одеждах, но и цветом перекрестий на Его нимбе. Исследователи отмечают, что в XV в. появились иконы, на которых приводится именование чудотворного первообраза – «Киккотисса», но при этом они могли отличаться и от более древних кипрских икон, и между собой. На иконе из церкви св. Параскевы в Мутуласе (101,3х71,4 см; Музей Киккского монастыря), датируемой XV–XVI вв. (надпись: «Η ΚΗΚΗΟΤΙΣΑ» располагается слева от нимба Богоматери). Волосы Младенца уложены косицей. Из-под хитона видны рукава прозрачной рубашки. Здесь, как и на иконе Божьей Матери «Саламиниотисса», Богородица держит Младенца на правой руке. Такова же особенность композиции иконы из церкви Пресвятой Богородицы в селе Лемиту (109х70,7 см), которая, как считает А. Вейл Карр, была создана в XV–XVI вв. (С. Софоклеус датировал её концом XIII в.). На этой иконе как нимб, так и головной покров Богоматери выполнены лепным рельефом (пастилья), характерным для кипрского иконописания. К этому же времени восходят примеры повторения чудотворного образа «Киккотиссы» в монументальной живописи, например, фреска в церкви мучеников Кирика и Иулитты в Летимбу около 1500 г. или XV–XVI вв. Сохранившийся медальон в правом верхнем углу с надписью «Μ(Η)Τ(Η)Ρ Η ΚΥΚΚΗ...» указывает на осознанное воспроизведение иконографии почитаемого образа.

 



 
PR-CY.ru