КАЛЕНДАРЬ - Страница 8

Обычай делить как день, так и ночь на 12 часов издавна существовал у египтян и получил широкое распространение в эллинистическую эпоху. Он находит отражение у грекоязычных иудейских авторов эллинистического и римского периодов: в 3 Макк. 5:14 (5:9 в синодальном переводе), в «Послании Аристея» (303 г.), у Иосифа Флавия (364 г.) и др. В раввинистическом еврейском языке Мишны появляется слово, означающее «час», заимствованное из арамейского и первоначально означавшее «миг, момент». В Новом Завете также говорится, что день состоит из 12 часов (Ин. 11:9); из Мф. 20:3–12 ясно, что часы дня отсчитываются от восхода Солнца, так что, например, «третий час» приходится на утро, а «одиннадцатый» – на вечер. В Ветхом Завете есть ряд указаний на то, что новые сутки наступают с закатом. Так, из Неем. 13:19 следует, что суббота начиналась вечером (ср. также: 2 Макк. 8:25–26; Лк. 23:54). С вечера и до вечера следует соблюдать День искупления, согласно Лев. 23:32, семидневный праздник Пресного хлеба продолжается с вечера 14-го числа до вечера 21-го числа первого месяца (Исх. 12:18). В рассказе о творении мира (Быт. 1) каждый из шести дней подытоживается формулой: «И был вечер, и было утро – день (такой-то)». Однако неизвестно, была ли практика отсчёта суток от захода солнца распространена вне сферы культа (хотя текст Быт. 1 не связан напрямую с этой сферой, он, как считают исследователи, принадлежит к Священническому кодексу в составе Пятикнижия). Исследователи считают вполне возможным, что все источники отражают лишь практику эпохи Второго храма. Кроме того, некоторые тексты исследователи интерпретируют как свидетельства другого способа отсчёта суток – от восхода Солнца (Лев. 7:15; 22:30: мясо жертвенного животного нужно съесть в день жертвоприношения и не оставлять его до утра). Тем не менее, для лунного календаря всё-таки удобно было вести отсчёт с вечера, когда видимое ночью появление новой Луны провозглашает первый день нового месяца. Особенностью еврейского календаря, отличавшей его от календарей соседних народов, было деление времени на циклы из семи дней – недели (слово одного корня с «семь»). Седьмой день каждой недели называется субботой (от глагольного корня «прекращаться, переставать что-либо делать»); в этот день запрещалось заниматься какой-либо работой (Исх. 20:8–11; Втор. 5:12–15). Попытки учёных установить происхождение обычая субботнего отдыха или обнаружить явные параллели у других народов Древнего Востока не увенчались успехом. Этимологическое сопоставление слова «шаббат» с аналогичными аккадскими, означающими 15-е число месяца остаётся спорным. Остальные дни недели, кроме субботы, не имеют в древнееврейском языке специальных названий. Слово «шаббат» также употребляется в библейских и позднее в раввинистических текстах в значении недели (подобно русскому слову «неделя», изначально означавшему воскресный день). В Библии это слово может относиться и к некоторым праздничным дням, особенно ко Дню очищения, а также к седьмому (субботнему) году и ко всему семилетнему периоду. Суббота занимает центральное место в религии и в жизни еврейского народа уже в библейские времена, прекращение работы и каких-либо деяний в этот день распространяется на самые разные стороны жизни, в число которых Пятикнижие включает и работу по постройке скинии (Исх. 31:12–17).

 



 
PR-CY.ru