КАЛЕНДАРЬ - Страница 54

Александрийский патриарх Фотий в послании Антиохийскому патриарху Григорию IV от 23 июня 1923 г. объявил постановления Константинопольского конгресса не имеющими канонического авторитета, а введение нового стиля невозможным без санкции Вселенского собора. Иерусалимский патриарх Дамиан (Касатос) также отказался ввести новый стиль в своём патриархате. Но в 1926 г. Мелетий IV добился своего избрания на Александрийский патриарший престол и привнёс в эту церковь новый стиль. В 1923 г. на новоюлианский календарь перешла Элладская церковь. Константинопольский патриарх Григорий VII с 23 февраля (10 марта) 1924 г. ввёл в своей церкви новый стиль для непереходящих праздников, а для переходящих оставил юлианскую александрийскую пасхалию, приняв, таким образом, половинчатое решение. Чтобы избежать полного исчезновения Петрова поста, в некоторые годы было принято решение отменять в этих случаях Троицкую сплошную седмицу и начинать пост раньше. Под влиянием Константинополя аналогичное решение приняла и Румынская православная церковь. Летом 1923 г. глава Российской православной церкви Тихон получил послание от Антиохийского патриарха, сообщавшее о решении «Всеправославного конгресса». Эта информация вкупе с настойчивыми требованиями советских властей и давлением со стороны ГПУ вынудила патриарха подписать постановление о переходе Российской православной церкви на новый стиль с 2/15 октября 1923 г. В этом документе говорилось: «По почину Вселенского патриарха и в согласии с другими Православными Автокефальными Церквами пропустить во времясчислении 13 дней так, чтобы после 1 октября старого стиля следовало 14-е. Вопрос о времени празднования Пасхи решить в согласии с Православными Церквами по постановлениям бывшего в Константинополе в сем году Православного Собора. Призвать особым посланием всех архипастырей, пастырей и верующих мирян без смущения принять исправление церковного времясчисления, так как это исправление нисколько не затрагивает ни догматов, ни священных канонов Православной Церкви, но необходимо по требованиям астрономической науки и потребно для согласования церковной жизни с установленным уже во всех христианских странах времясчислением». Новый календарь был принят московскими приходами, но встретил сопротивление уже в ближайших к Москве епархиях. К патриарху отправились многочисленные делегации со всех концов страны. Возникшая путаница и недовольство основной массы верующих побудили патриарха 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1923 г. приостановить введение нового календаря. Главным основанием было то, что «другие православные Церкви, с которыми Российская Церковь всегда должна быть в единении, временно введение нового стиля отложили». Все приходы вернулись к старому стилю. Таким образом, по новоюлианскому календарю Российская православная церковь жила 24 дня. Советскому правительству, несмотря на все усилия, не удалось заставить церковь перейти на григорианский календарь. В 1928 г. аналогичная ситуация сложилась и в Грузинской православной церкви, поместный Собор которой принял решение о переходе на новый стиль, но через несколько месяцев под давлением верующих отменил его. В настоящее время юлианский календарь сохраняется в четырёх поместных православных церквах: Иерусалимской, Сербской, Русской (включая РПЦЗ) и Грузинской. Юлианским календарём пользуются и старообрядческие общины, не признающие петровской реформы календаря (введения январского новолетия и эры от Рождества Христова). Принятие нового стиля некоторыми православными церквами вызвало в них старостильные расколы (в Греции, Румынии и др.). Григорианскому календарю следуют Финляндская православная церковь и Эстонская апостольская православная церковь, находящиеся в юрисдикции Константинопольского патриархата.



 
PR-CY.ru