КАЛЕНДАРЬ - Страница 3

Основным словом со значением «день» в аккадском языке является слово, родственное словам еврейского, арабского, арамейского и других семитских языков с тем же значением, в шумерском – «U4». Это же слово служит для обозначения понятия «сутки». Кроме того, для обозначения дня употребляется также слово, которое первоначально означало день как светлое время суток, противопоставленное ночи (это аккадское слово, по мнению исследователей, является родственным еврейскому, угаритскому – «свет»). Как показывает последовательность жертвоприношений в хозяйственных документах, начало нового дня приходилось на закат. Примерно с I тыс. до н.э. сутки стали делить на 12 равных промежутков, называвшихся «двойной час». Однако деление на двойные часы не полностью вытеснило ориентацию по использовавшимся до этого естественным обозначениям времени внутри дня: «заря», «утро», «восход солнца», «рассвет», «полдень», «середина дня», «день», «полдень», «середина дня», «закат Солнца», «вечер», «сумерки», «вечер», «сумерки», «поздний вечер». Кроме того, начиная со II тыс. до н.э. ночь делилась на стражи. Число и последовательность страж устанавливались на основании многочисленных перечислений их как в лексических списках, так и в аккадских текстах: это число во все периоды неизменно и равно 3. Стражи имеют следующие названия: «вечерняя», «средняя» или «ночная», «утренняя». Разница в длине светового дня в течение года также учитывалась. На протяжении II тыс. до н.э. отношение самого короткого дня к самому длинному считалось равным 1:2, только в нововавилонский период было высчитано более правильное для Месопотамии соотношение 2:3. В культовой практике со времени III династии Ура стали особо выделяться первый, седьмой и 15-й дни месяца, в которые приносились регулярные жертвы. Позже к ним был добавлен 29-й день месяца. Эти дни, очевидно, выделялись на основании лунного цикла: неомения (первое появление Луны на короткое время после периода новолуния), первая четверть, полнолуние и новолуние. Хотя полнолуние в обычных условиях должно было приходиться на 14-й день, закрепление этого смысла за 15-м днём было удобно с практической точки зрения, т.к. именно 15-й день является самым близким к середине как в 29-, так и в 30-дневном месяце. Деление месяца на две половины имело место и в повседневной жизни. Как показывают хозяйственные документы староассирийского периода термин «сапатум»  имел широкое распространение и использовался для обозначения первой половины месяца Однако в этот период данный термин не применялся для обозначения второй половины месяца и тем более любого промежутка в 15 дней. Только к нововавилонскому периоду обе половины месяца получили названия. В староассирийский период использовалось исчисление времени шестидневными неделями. Деление на недели не подчинялось делению на месяцы, а шло параллельно ему, тем самым начало нового месяца могло приходиться на середину недели. Каждая неделя имела своё название.

 



 
PR-CY.ru