КАЛЕНДАРЬ - Страница 6

Хотя в староассирийский период существовала некая система соотнесения лунного и солнечного года, уже к концу его и на протяжении всего среднеассирийского периода год всегда состоял из 12 месяцев, вставные месяцы не засвидетельствованы, а начало года и все остальные праздники могут приходиться на любой месяц года. Месопотамский календарь был в основе лунным, за единицу отсчёта был взят лунный месяц. Вавилонский год начинался весной, приблизительно во время весеннего равноденствия. Однако, поскольку начало года приходилось на первое число месяца нисанну, т.е. на промежуток от середины марта до середины апреля, по времени оно могло отстоять от равноденствия почти на месяц или более. Есть свидетельства о том, что новый год в некоторые периоды и в некоторых регионах начинался осенью. В ассирийском календаре староассирийского (XX–XVIII вв. до н.э.) и среднеассирийский (XV–XI вв. до н.э.) периодов начало года приходилось на осень. Осеннее начало года было предположительно и в календаре города Эблы (вторая половина III тыс. до н.э.). Кроме того, название седьмого месяца вавилонского календаря, которое буквально означает «начало», заставляет исследователей предполагать, что и в Вавилонии в некоторый период начало нового года могло приходиться на осень. Однако вавилонские хозяйственные документы не содержат данных, поддерживающих эту гипотезу. Исследователи полагают, что начало культового календаря в какой-то момент могло приходиться на осень. Одним из возможных свидетельств этому служит тот факт, что в городе Сиппар в старовавилонский период (XX–XVI вв. до н.э.) в седьмой месяц проходила церемония введения молодых девушек в ранг жриц (надиту). К этому исследователи добавляют тенденцию иногда вставлять дополнительный месяц после шестого, а не после 12-го месяца, а также отдельные свидетельства проведения новогоднего фестиваля в месяц ташриту. В местном календаре города Умма в раннединастический период (XXVII–XXIV вв. до н.э.) наступление нового года, по мнению исследователей, совпадало с началом лета. В Месопотамии существовало деление года на два сезона – лето и зиму. Поскольку тёплый сезон в этом регионе начинался в апреле, холодный – в сентябре, месопотамское лето – с 12-го (аддару) или первого (нисанну) календарного месяца, зима – с шестого (улулу) или седьмого (ташриту). Исследователи полагают, что деление года на два полугодия играло некоторую роль и в культовой жизни, поскольку ряд праздников приходился на первый и седьмой месяцы. По мнению исследователей, если такое деление действительно имело место, оно может служить объяснением того, почему седьмой месяц вавилонского календаря носит название «начало». В нескольких текстах I тыс. до н.э. год делится на четыре сезона по погодным условиям.

 



 
PR-CY.ru