КАЛЕНДАРЬ - Страница 5

Этот календарь состоит из 12 месяцев. Какой месяц был первым в году, исследователям неясно. На территории Северной Месопотамии единый календарь перестал употребляться с начале II тыс. до н.э. Вместо него в каждом городе стал использоваться местный календарь с семитскими названиями месяцев. Все эти календари, тем не менее, исследователи причисляют к единой традиции, т.к. названия месяцев в них частично совпадают. Исследователям известны такие календари из Мари, Шубат-Энлиля, из царства Эшнунны и из города Сиппар (его календарь имеет смешанный характер). В Южной Месопотамии с начала старовавилонского периода местные календари вышли из употребления: в качестве единого календаря на этой территории использовался календарь города Ниппур – культового центра всей Месопотамии. Более того, шумерские названия месяцев этого календаря постепенно стали использовать как идеограммы для записи аккадских названий месяцев. Происхождение аккадских названий остаётся до конца не исследованным, по мнению исследователей, лишь часть из них происходит из календарей Северной Месопотамии. Едины календарь использовался, в частности, в Вавилоне, а после объединения территории под властью династии Хаммурапи был введён на территории всей Месопотамии, вытеснив местные календари. В I тыс. до н.э. именно этот календарь стал единственным для территории всей Месопотамии до конца клинописной культуры. Уникальный календарь, не связанный ни с северной семитской, ни с шумерской традицией, использовался в Ассирии на протяжении всего II тыс. до н.э. Этот календарь был в ходу вплоть до времени правления царя Тиглатпаласара I (около 1114 – около 1076 гг. до н.э.), при котором в Ассирии был введён вавилонский календарь. Для преодоления разницы между лунным годом из 12 месяцев (354 дней) и солнечным годом (365,25 суток) в Месопотамии использовалась система вставки дополнительного месяца раз в несколько лет. Вставка месяца происходила не по какому-либо графику, а объявлялась специальным царским указом; до настоящего времени дошли подобные указы Хаммурапи, Набонида и Кира II Великого. Дополнительный месяц обычно вставлялся после 12-го или (реже) после шестого месяца, однако исследователям известны и другие вставные месяцы. Дополнительный месяц назывался так же, как предшествующий ему регулярный, с прибавлением шумерского слова «дополнительный», второй и аккадское слово «дополнительный», последующий – повторение (такого-то месяца). Упорядочивание процесса вставки месяца начало происходить только в I тыс. до н.э. В VII в. до н.э. были разработаны астрономические правила, помогавшие определить, должен ли в этом году вставляться месяц. В эпоху Ахеменидов было установлено, что 19 солнечных лет равны 19 лунным годам с семью вставными месяцами. К 380 г. до н.э. исследователи относят официальное закрепление 19-летнего цикла, где 1, 4, 7, 9, 12, 15-й и 18-й годы имеют вставные месяцы, причём все, кроме 18-го, имеют вставной месяц после 12-го месяца, а 18-й – вставной после шестого месяца. Исключение из этой системы представляет календарь среднеассирийского периода.

 



 
PR-CY.ru