КИЕВО-БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КИЕВО-БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Подоле. Наиболее ранней датой основания монастыря и Братской школы в нём некоторые историки XIX в. считали 1588–1589 гг. и связывали её с благословением Константинопольского патриарха Иеремии II. Либо по дороге в Москву, либо на обратном пути патриарх Иеремия II посетил Киев и издал грамоту с разрешением открыть школу при Богоявленской церкви на Подоле. По мнению исследователей, впервые эта версия была высказана в исторической записке о Киевской академии, подготовленной для Священного Синода в 1765 г. Впоследствии мнения об основании обители в 1588–1589 гг. придерживались митрополит Евгений (Болховитинов) и Виктор Ипатьевич Аскоченский. В 1865 г. профессор Михаил Александрович Максимович в «Записках о первых временах Киевского Богоявленского братства» оспорил эту версию, доказывая, что Киевское братство и школа появились не раньше 1615 г. Мнение М.А. Максимовича было поддержано и учёными Киевской духовной академии. В частности, в 1869 г. профессор Иван Игнатьевич Малышевский в юбилейной речи по случаю 50-летия преобразования Киево-Могилянской коллегии в Киевскую духовную академию выступил с критикой гипотезы об основании Киево-Братского монастыря в 1588–1589 гг. Он привёл следующие аргументы: нет никаких документов о пребывании патриарха Иеремии II в Киеве; и в Москву и из Москвы он ехал другой дорогой и Киев не посещал; ни в одном из древних документов не сохранилось упоминаний о благословении патриархом Киевского братства и о выдаче ему патриаршей грамоты; в документах 1615–1616 гг. прямо говорится о создании нового монастыря и нового братства. Митрополит Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» отказался от версии, высказанной в своей ранней монографии о Киевской академии, и согласился с мнением М.А. Максимовича. Публикация 1884 г. протоиерея Петра Гавриловича Лебединцева вызвала полемику со Степаном Тимофеевичем Голубевым, в результате которой версия об основании Киево-Братского монастыря в 1588–1589 гг. была окончательно оставлена. Со второй половины XIX в. версия об основании Киево-Братского монастыря в 1615 г. стала господствующей в историографии: монастырь с братством и Братской школой был основан в Киеве на Подоле – на земле, которую пожаловала Галшка Гулевичевна (Елизавета Васильевна Гулевич-Лозкина), супруга (с 1606 г.) маршалка Мозырского повета Стефана Лозки. Земля и дом на Подоле были переданы Галшкой Гулевичевной в ведение иеромонаха Исаии (Копинского), который считается первым настоятелем обители. Оригинал дарственной грамоты 1615 г. не сохранился, исследователям известна лишь копия. Исследователи указывают на ряд внутренних противоречий и анахронизмов в грамоте 1615 г., а также стилистические несоответствия. Поэтому некоторые историки полагают возможным считать грамоту 1615 г., а также ряд других ранних документов, относящихся к истории Киево-Братского монастыря, позднейшими фальсификатами. Кроме того, по мнению исследователей, и сама личность Галшки Гулевичевны мифологизирована, её нередко отождествляют с другими персоналиями (в 2013 г. вопрос о подлинности дарственной Галшкой Гулевичевны был ещё дискуссионным).

 



 
PR-CY.ru