КИДОНИС Димитрий - Страница 8

Наиболее подробный (отчасти устаревший) перечень сочинений Димитрия Кидониса с указанием начальных слов и рукописей, датировок, литературы (недостатки: учтены не все переводы; не указаны первые издания; списки рукописей неполные) на списке Тиннефельда. Перечень основан в 2001 г. (с рядом ошибок; есть старый список Иоганна Альберта Фабрициуса с дополнениями Г.К. Харля); настоящий перечень основан на тематико-хронологическом списке Тиннефельда с рядом сокращений, дополнений и уточнений. Среди богословско-философских сочинений Димитрия Кидониса исследователи выделяют «Против обличений Нила Кавасилы глав блаженного Фомы об исхождении Святого Духа» (не издано; написано вскоре после 1363 г.; критское издание готовит Д.М. Сирби в серии: Thomas de Aquino a Byzantinis receptus; составлено против трактата Нилы Кавасилы, в трёх частях). Длинное опровержение этого сочинения Димитрия Кидониса написано Димитрием Хрисолором между 1425 и 1439 гг. в форме разговора Фомы Аквинского, Нила Кавасилы, Димитрия Кидониса и самого автора (издание сочинения Хрисолора готовит В. Пасиуртидис в серии: Thomas de Aquino a Byzantinis receptus). Димитрию Кидонису иногда приписывается сочинение «К некоему другу об исхождении Святого Духа» (не издано). Трактат с похожим названием ему не принадлежит. Опровержение этого сочинения написано Иосифом Филагрием. Сочинение «К господину Константину Асаню об апории, выдвигаемой паламитами, об ипостасных особенностях Троицы» (время составления исследователям неизвестно, по мнению исследователей,  между 1358 и 1389 гг.). Сочинение «Об авторитете латинских отцов к некоему другу» сохранилось в одной рукописи; написано около 1371–1374 гг. «Слово о нелепости боязни смерти» («О презрении смерти») написано до 1371 г. (русский перевод священника И. Красовского: «Любомудрие противу мнимых страхов смерти Димитрия Кидония (СПб., 1796 г.); епископа Арсения (Иващенко) «Не должно страшиться смерти. Разсуждение греческого богослова XIV в. Димитрия Кидонскаго (СПб., 1881 г.); М.А. Поляковской «Слово о пренебрежении к смерти». Проповеди (гомилии): «Проповедь на Благовещение» (не издана; написана около 1386–1387 гг.). 2. «Проповедь на Вознесение» (не издана; написана около 1387 г.). 3. «Проповедь в день памяти Лаврентия, Ксиста и Ипполита, мучеников при Декии» (не издана; написана в 1379–1382 гг.). 4. «Проповедь в Пятидесятницу» (не издана). Слова (речи): 1. «Монодия павшим в Фессалонике» (написана приблизительно в сентябре 1345 г., русский перевод: Поляковская М. А. «Освещение фессалоникийского восстания 1345 г. в памятнике риторической литературы). 2. «Первая речь к Иоанну Кантакузину» (составлена вскоре после 3 февраля 1347 г.). 3. «Вторая речь к Иоанну Кантакузину» (составлена вскоре после 3 февраля 1347 г.). 4. «Речь в защиту латинян» (написана в конце августа 1366 г.). 5. «Речь о том, что Галлиполь не должен быть сдан» (написана, как полагают исследователи, летом 1371 г.). 6. «Речь к Иоанну V Палеологу» (написана вскоре после 28 октября 1371 г.). Предисловия к хрисовулам Иоанна V: 1. Хрисовул монастырю Спасителя Вседержителя в Дидимотихе; первое издание (частичное); составлен после 10 декабря 1354 г. 2. Хрисовул о пожертвовании Анны Савойской в пользу Ордена Иоаннитов; между 10 декабря 1354 г. и 1364/1365 г.

 



 
PR-CY.ru