КИДОНИС Димитрий - Страница 4

Причины перехода в католичество описаны самим Димитрием Кидонисом в 1363 г. в специально составленной для этого первой «Апологии». По его словам, этому поступку способствовали, в частности, перевод сочинения Фомы Аквинского «Сумма против язычников» и чтение греческих антилатинских трактатов, аргументация которых не показалась Димитрию Кидонису убедительной. Другой причиной перехода в католичество могло послужить то обстоятельство, что после низложения Иоанна VI Кантакузина исихасты продолжали появляться при дворе. В письме 1356 г. Димитрий Кидонис снова пишет о ежедневно докучающих ему бородачах, считающих полное невежество символом добродетели. По предположению Ф. Кианки, интерес Димитрия Кидониса к латинскому богословию мог быть следствием окончательной победы паламизма в 1351 г. Важную роль в переходе целого ряда знатных византийцев в католичество сыграл папский нунций в Константинополе, кармелит Пётр Фома (его жизнеописание было составлено вскоре после смерти в 1366 г. Филиппом де Мезьером). В октябре 1357 г. присутствие нунция в Константинополе спровоцировало богословские дискуссии о римском примате в монастыре Пантократора. Внешнеполитическая деятельность Димитрия Кидониса была направлена на сопротивление туркам, постепенно захватившим начиная с 1361 г. Дидимотих, Адрианополь и Филиппополь, путём организации союза с Западом и Крестовых походов против турок. В 1363 г. кипрский король Пётр I Лузиньян пытался собрать войско для Крестового похода против турок, но раздоры в католическом мире и смерть французского короля сорвали этот поход. Тем не менее, в 1365 г. при содействии папского легата Петра Фомы удалось собрать флот из 165 парусников. В 1366 г. Иоанн Палеолог направился в Буду на переговоры с венгерским королём Лайошем I о совместных действиях против турок, поскольку папа известил о готовности к этому последнего, Петра Кипрского и Амедея VI Савойского при условии перехода византийцев в католичество. На обратном пути Иоанн Палеолог был захвачен в плен болгарами, но освобождён кузеном графом Амедеем. Затем Амедей напал на турок и освободил Галлиполи, удерживавшийся ими уже больше десяти лет. При приближении Амедея к Константинополю сын императора Андроник и ряд влиятельных лиц воспротивились входу Амедея в столицу, в связи с чем Димитрий Кидонис написал речь «О необходимости помощи латинян». Мнение Димитрия Кидониса победило, и граф вошёл в столицу в сопровождении папского легата, латинского Константинопольского патриарха Павла, начавшего переговоры о возможности заключения унии, позже сорванные православной партией во главе с Иоанном Кантакузином и Филофеем Коккином (по инициативе последнего на Константинопольском соборе 1368 г. был осуждён брат Димитрия Кидониса Прохор). Димитрий Кидонис в ответ написал обоим лидерам православной партии несколько гневных и чрезвычайно резких писем. В августе 1369 г. Иоанн Палеолог отправился в Рим, чтобы заручиться поддержкой папы. Императора сопровождал и Димитрий Кидонис, который вскоре публично прочитал греческий текст составленного им исповедания веры Иоанна V. Латинский оригинал был оглашён одним из представителей папы. Оба текста были подписаны императором и скреплены печатью. В исповедании, как и в тексте Михаила VIII, прочитанном представителем императора на Лионском соборе 1274 г., признавались, в частности, Filioque и примат Римской церкви над всей кафолической церковью. Однако это исповедание носило личный характер и ни к чему не обязывало подданных Византийской империи.

 



 
PR-CY.ru