КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА - Страница 7

По сообщению Филосторгия и Созомена, в 362 г., во время антихристианских погромов при императоре Юлиане Отступнике, статуя была разрушена, но затем восстановлена. Филосторгий писал, что язычники обвязали статую верёвками и протащили по улицам, а потом раскололи на куски. Филосторгий на рубеже IV и V вв. видел осколок головы статуи, который христиане тайно сохранили. Созомен считал, что скульптура была разрушена по приказу императора Юлиана: он повелел поставить своё изображение на её место. Но вскоре статую императора опалил «огонь из ада» – она раскололась на куски и упала лицом на землю. Исследователи полагают, что это описание содержит историческое зерно, т.к. 19 мая 363 г. в Палестине произошло сильное землетрясение. Астерий Амасийский (конец IV в.) упоминал, что статуя Христа, хотя и стояла в Кесарии Филипповой, была уничтожена ещё в начале IV в. императором Максимианом. Описание Филосторгия не совпадает с рассказом Евсевия Кесарийского. Филосторгий отметил, что статуя стояла рядом с фонтаном среди древних городских скульптур, значения которых уже никто не знал. Из-за долгого нахождения под открытым небом большая часть статуи Христа оказалась под землёй, нанесённой во время дождей. Филосторгий упоминал о раскопках, раскрывших пьедестал статуи, и о надписи на нём, содержащей пересказ истории исцеления кровоточивой, но описания фигуры женщины нет. Исследователи считают вполне вероятным, что в это время она уже была утрачена. Скорее всего, как полагают исследователи, статуя была расчищена в начале IV в., когда и стала объектом поклонения. Кесарийский епископ Евсевий видел куст целебной травы, который поднимался по статуе к бронзовым часам. Филосторгий же отмечал, что в одном из христианских храмов Кесарии Филипповой (о чём упоминает и Созомен) статуя находилась в «той части церкви, которая предназначалась для диаконов», т.е., скорее всего, в диаконнике. В базилике, раскопанной в Кесарии Филипповой и идентифицируемой как христианский храм, есть диаконник, но в нём нет нескольких входов или пьедестала для скульптуры, которая привлекала множество паломников и делала город одним из святых мест Палестины. Исследователи полагают, что статуя находилась в другой, пока не установленной постройке. В сочинении «Patria Constantinopolitana», написанном в средневизантийскую эпоху, сохранился легендарный рассказ о том, как император Юлиан Отступник посещал Кесарию Филиппову. Он видел статуи Христа и Вероники и целебную траву. Узнав, что чудесные исцеления людей, в том числе слепорождённого, были приписаны Христу, он приказал уничтожить траву огнём, а на месте статуй поставить изваяния Зевса и Афродиты. Согласно этому источнику, епископ Кесарии Филипповой Мартирий пытался сопротивляться воле императора, но был сожжён рядом с храмом в качестве жертвы богам. История о Мартирии не известна более ранним источникам и вряд ли, по мнению исследователей, может быть достоверной. Она напоминает Житие св. Маркелла Апамейского, пострадавшего от язычников в конце IV в. Тем не менее, факт посещения Кесарии Филипповой Юлианом Отступником может быть исторически верным.

 



 
PR-CY.ru