КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА - Страница 2

Таким образом, к началу римской эпохи население региона Панеады состояло из греческих, итурейских и иудейских общин, каждая из них имела свой религиозный центр. После завоевания Палестины римским полководцем Помпеем в 63 г. до н.э. территория Панеады была сокращена. Город вместе с горой Ермон, Северными Голанами и северной долиной Хула был передан в управление Лисания, сына Птолемея (40–36 гг. до н.э.). Затем Клеопатра VII отдала его во владение некоему Зенодору, по мнению исследователей, сыну Лисания. После его смерти в 20 г. до н.э. владения были подарены царю Иудеи Ироду Великому. Рядом с гротом в Панеаде в 19 г. до н.э. Ирод построил красивый храм в честь своего покровителя Августа. После смерти Ирода (4 г. до н.э.) Панеада вошла в состав владений его сына Филиппа. Вскоре (2–1 гг. до н.э.) Филипп основал здесь столицу и дал городу название Кесария Филиппова. С этого времени небольшое поселение близ святилищ превращается в город, который строился по греческим градостроительным канонам. В 37–44 гг., после смерти Филиппа (33/34 г.), Кесария Филиппова принадлежала Агриппе I Ироду (41 – 44 гг.), а затем была подарена римлянами Агриппе II Ироду (53–92 гг.). Он возобновил строительство и дал полису новое название – Нерониада в честь римского императора Нерона, которое, однако, не прижилось. Во II–III вв. использовалось название Кесария Панеада. На монетах второй половины II – начала III вв. (от Марка Аврелия до Элагабала) упоминается полное официальное название города – Кесария высокая священная и неприкосновенная под горой Пана. В древних еврейских источниках город назван Кесарион или Кисрин. С IV в. название Кесария исчезает, и вновь город именуется Панеадой или Баниасом. В I в. Кесария Филиппова – в основном, языческий город, где проживали многочисленные группы итуреев и выходцев из Финикии. Однако в источниках этого времени больше всего сведений об иудеях. Недалеко от Кесарии Филипповой и в её юрисдикции существовала влиятельная еврейская община. Для защиты границ своего царства от бедуинов и обеспечения путей паломничества для евреев Ирод Великий создал поселение Батира в Батанее и освободил его от налогов, что привлекло большое число евреев из Месопотамии, которых называли «вавилонские евреи». Регион оставался лояльным к Риму, а также к династии Ирода. Лидеры общины Батиры поддерживали очень близкие связи с этой семьёй. Иоаким, сын основателя Батиры, тренировал всадников личной охраны Ирода, его сын Филипп стал другом и полководцем Агриппы II. Филипп поддерживал проримскую политику царя. В начале Иудейской войны (66–70 гг.) Вар, наместник Агриппы в Кесарии Филипповой и член аристократической итурейской семьи, объединил «сирийцев Кесарии» (т.е. нееврейское население) и поднял восстание против Агриппы, как мятежника против римлян. Вар захватил контроль над Кесарией Филипповой, организовал давление на еврейскую общину города, добиваясь от неё поддержки, стремился также к объединению с евреями-трахонитами в Батанее и выдворению «вавилонских евреев». Он убил несколько еврейских лидеров в Кесарии Филипповой и Батанее, но развитие этого восстания было пресечено войсками Филиппа, поддерживавшего Агриппу. Вар был сменён наместником Модием.

 



 
PR-CY.ru