КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА

КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА, Панеада, Паниас, Баниас, ныне Банияс – древний город в Северной Галилее (современные Голанские высоты, оккупированные Израилем), на юго-восточном склоне горы Ермон (Хермон, Эш-Шейх). Первоначальное название – Панеада; происходит от имени греческого бога Пана, которому здесь был посвящён грот. Во 2 г. до н.э. тетрархом Иудеи Иродом Филиппом, сыном Ирода Великого, Панеада была перестроена в полис греческого образца, названный Кесария Филиппова в честь Филиппа и его покровителя римского императора Октавиана Августа (кесаря). Под этим названием город неоднократно упоминается в Новом Завете. В первые века н.э. город стал местом напряжённой конкуренции между религиозными общинами язычников, иудеев и христиан. Кесария Филиппова расположена на северном краю треугольного плато из базальта и травертина (ширина около 1,5 км, длина 2 км, высота над уровнем моря около 300 м). Город разделён двумя ущельями: Нахаль-Саар (Вади-Зааре) направлено с юго-востока на северо-запад; река на дне ущелья служит источником воды для всей местности; Нахаль-Хермон (Вади-Банияс, Вади-Хашабе) образует овраг, разрезающий город с северо-востока на юго-запад. В верхней части ущелья сохранились остатки римской крепости. Её стены располагались по краям ущелья и должны были предохранять город от разрушений в периоды зимней непогоды. Вода из ущелий, скорее всего, скапливалась в искусственном озере, которое отделяло Кесарию Филиппову от грота Пана и дворца; оттуда она по трубам текла в город. В Кесарии Филипповой располагались римский городской центр (к югу от источников), святилище Пана и царский дворец, позднее также священный участок друзов (Вади-Шейх-Хадер, Мар-Джирджис). Римская дорога из Тира в Дамаск, проходившая через центр города, была основной транспортной магистралью; за пределами города сохранились её фрагменты, а также милевой столб середины III в. За городом сохранились также следы двух кладбищ и акведуков. В позднеантичный период территория Кесарии Филипповой разрослась за пределы стен, но в исламскую эпоху вновь сократилась до древних размеров. Грот Пана впервые упоминается Полибием в рассказе о победе царя Антиоха III Селевкида над египетским полководцем Скопасом в 200 г. до н.э. Культ Пана здесь был установлен в III в. до н.э., когда регионом правила египетская династия Птолемеев, заботившаяся о развитии греческих поселений на подконтрольных им землях. Почитание Пана было частью династического культа Птолемеев Диониса. В 4 км к западу от Панеады находилось место древнего библейского города Дан, которое почиталось евреями эпохи эллинизма и Рима. Евреи также иногда отождествляли Панеаду с Даном. В конце II в. до н.э. Панеада входила в состав Итурейского царства (столица Халкида, ныне Анджар, Ливан). В 104–103 гг. до н.э. Панеада с частью Северной Галилеи отошла во владения еврейского царя Аристобула I, а затем его наследника Александра Янная. Часть итуреев была обращена в иудаизм. Однако рядом с Панеадой (4 км к северу) продолжал действовать древний итурейский религиозный центр в Сенаиме, что свидетельствует о сохранении местных племенных итурейских обычаев.

 



 
PR-CY.ru