КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА - Страница 4

Еврейская община Кесарии Филипповой по сравнению с другими общинами Северной Палестины была небольшой, т.к. город находился за галахическими границами Палестины. Однако, хотя алтарь с золотым тельцом, некогда воздвигнутый в Дане, был так называемым еретическим, территория горы Ермон считалась священной. В Кесарии Филипповой, часто упоминаемой в раввинистической литературе римской эпохи, находились дома многих великих раввинов. В Вавилонском Талмуде есть рассказы о рабби Иосии бен Кисме из Кесарии Филипповой, одном из основных раввинов-апологетов проримской ориентации евреев. Исследователи полагают, что рабби выбрал для жительства Кесарию Филиппову из-за особой репутации города, который был центром изучения Торы и одновременно сохранял лояльность к римской власти. На смертном одре рабби Иосию посетил рабби Ханина бен Терадион, ставший одним из десяти иудейских мучеников. Рабби Иосия пытался его уговорить относиться к римлянам лояльно, поскольку «Бог вручил власть римлянам». По другой раввинистической традиции рабби Иосия основал в Кесарии Филипповой иудейскую школу, а также предсказал, что римляне отдадут Палестину персам. Он завещал своим ученикам похоронить его в глубокой пещере, т.к. придёт время, когда «не будет ни единого пальмового дерева в Израиле, но персидский конь будет привязан к нему». Представители римской власти были на его похоронах и оплакивали его кончину. Рабби Абаху из третьего поколения таннаев (130–160 гг.) также жил в Кесарии Филипповой. В мидрашах сохранился рассказ о нём: «Рабби Абаху сидел однажды и учил в синагоге в Кесарии. Он заметил человека, преследовавшего другого с верёвкой в руке, которого он хотел избить. Рабби увидел, что демон также следовал за человеком и в его руках был стальной прут. Рабби сказал тому человеку, который преследовал: “Не бей его, иначе он умрёт!” – “Разве он может умереть таким образом?” – “За тобой следует демон, в его руке стальной прут. Если ты ударишь его верёвкой, демон забьёт его до смерти”». Исследователи полагают, что в Кесарии Филипповой жил и рабби Иехуда бар Илай, чьё имя появляется в Мишне. Иудейские раввины считали, что исток Иордана находился в пещере в Панеаде. Как утверждал рабби Кахана, «если человек говорит, что не будет пить воду из пещеры в Панеаде, то вода из всего Иордана запрещена для него». Эти воды считались очистительными в том случае, если человек осквернился прикосновением к мертвецу. Раввины, толковавшие стих Быт. 8:2 (33:4: «И закрылись источники бездны и окна небесные…»), полагали, что исключением были великий колодец Барама, морской залив Гаддора и источник пещеры в Панеаде. Источник Пана почитался так, как будто он связан с именем Яхве, но при этом факт языческого культа в Кесарии Филипповой иудейской литературой игнорируется. В раввинистической среде также сформировалась легенда о том, что Моисей, разговаривая с Богом, надеялся смягчить Его запрет на вхождение в землю обетованную и просил разрешить ему войти в неё хотя бы через Кесарийскую пещеру, но Господь запретил и это (на основе Втор. 3:27; 34:4).

 



 
PR-CY.ru