КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА - Страница 6

В IV в. укрепилась христианская община. Епископ Филокал присутствовал на первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. Во втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. участвовал епископ Барах. На четвёртом Вселенском соборе в Халкидоне в 451 г. присутствовал епископ Олимпий. После административной реформы императора Диоклетиана на рубеже III и IV вв. Кесария Филиппова вошла в состав провинции Финикия Первая и в церковной иерархии подчинялась митрополии Берита в составе Антиохийской православной церкви. С Кесарией Филипповой связано чудо исцеления Христом кровоточивой женщины, которое произошло в Капернауме (Мф. 9:20–22; Мк. 5:25–35; Лк. 8:43–48). В позднейшей христианской традиции она названа св. Вероникой (Береникой) или Марусой (Маруфой?). Она была родом из Кесарии Филипповой и здесь установила статую Христа. О статуе впервые упоминает епископ Евсевий, видевший её в начале IV в. По его описанию, скульптура из бронзы находилась у дверей дома исцелённой женщины (Евсевий не знает её имени) и представляла собой изображение коленопреклонённой женщины, которая протягивает руки ко Христу. У подножия статуи росла целебная трава. Епископ Евсевий считал, что женщина поступила согласно языческой традиции, поставив статую своему Спасителю. Вероятно, и почитание целебной травы он также связывал с местными обычаями язычников. Современные исследователи предполагают, что так могла выглядеть переделанная и переосвящённая статуя языческих божеств Исиды и Сераписа либо Асклепия и его дочери Панакеи. На возможную связь с культом Асклепия указывает целебная трава, которая помогала от всех болезней. Подобный атрибут был характерен для бога-врачевателя Асклепия, одно из крупнейших святилищ которого находилось неподалёку от Кесарии Филипповой, в Сидоне. По сообщению церковного историка Филосторгия (начало V в.), во время раскопок было выявлено, что трава вокруг статуи была вырвана с корнем. Возможно также, что статуя изначально изображала императора Адриана с аллегорическим образом провинции в виде коленопреклонённой женщины. В поздних рассказах о чуде особое внимание уделялось личности исцелённой женщины, которая обрела имя Вероника или Береника (впервые указано в «Актах Пилата», III–IV вв.), по мнению исследователей, в честь сестры Ирода Агриппы II Береники, правительницы ряда земель Северной Палестины в I в. Может быть, имя Береника было указано на статуе. Так, византийский хронист Иоанн Малала (VI в.) писал, что некая богатая женщина Вероника обратилась к Ироду II, сыну Филиппа, за разрешением поставить статую Христа в честь чуда, которое с ней произошло. Царь одобрил её намерение и даже пожелал, чтобы статуя была как можно более роскошной. В Музеях Ватикана сохранился саркофаг IV–V вв. из базилики св. Петра в Риме (обнаружен в 1591 г.) с несколькими евангельскими сценами, в том числе со сценой исцеления женщины Христом. Позы и жесты персонажей полностью соответствуют тексту Евангелий: Христос стоит к женщине спиной, она прикасается к Его одежде и получает исцеление. Предположительно иконография сцены связана с этим чудом и восходит к статуе в Кесарии Филипповой. Фигуры изображены на фоне архитектурных строений, исследователи различали три базилики и дом исцелённой женщины. Если архитектурный фон не был условным и соответствовал реальности, то среди изображённых строений могли быть и христианские, и языческие храмы, по-прежнему находившиеся в Кесарии Филипповой в IV–V вв.

 



 
PR-CY.ru