КАНОН МЕССЫ - Страница 8

Основной корпус префаций собран в рукописных Сакраментариях: в Веронском Сакраментарии находится 267 префаций, в Сакраментарии Геласия (Gelasianum Vetus) – 54, в Сакраментарии Григория (Hadrianum) – 14, в Желлонском и Ангулемском Сакраментариях – около 200, в Фульдском Сакраментарии X в. – 320. Вормсский епископ Бурхард (965–1025 гг.), основываясь на подложной декреталии папы Пелагия II (579–590 гг.), считал, что должно быть только девять префаций на праздники (часть из них отражены в Hadrianum – на Пасху, Пятидесятницу, Вознесение Господне, Рождество Христово, Епифанию, память святых Петра и Павла; добавлены префации для Великого поста и на праздник св. Креста, а также префация на праздник Святой Троицы). Позже эта декреталия вошла в «Декрет Грациана» и стала одной из причин резкого ограничения количества префаций в римском Миссале. В 1095 г. папа Урбан II на Соборе в Пьяченце установил префацию о Пресвятой Деве Марии. В тридентском Миссале 1570 г. содержалось 11 префаций, в последующих печатных изданиях их было около 20. Несколько новых префаций были составлены для неогалликанского парижского Миссала 1738 г. В начале XX в. введены префации для заупокойных месс, на память св. Иосифа Плотника (1919 г.), Царя Христа (1925 г.) и Святого Сердца (1928 г.). В Миссале папы Павла VI 1970 г. – 81 префация, 1975 г. – 84. Стандартным является текст префации четвёртого воскресенья после Богоявления из Сакраментария Геласия (в Сакраментарии Бергамо это префация вотивной мессы Пресвятой Девы в субботу). «Sanctus» («Hymnus angelicus») в римском Каноне мессы представлен в той же полной форме, что и в анатолийских анафорах; первая часть основана на Ис. 6:3 и Дан. 7:10. Слово «Deus» добавлено из старолатинской версии Книги пророка Исаии. Когда именно «Sanctus» был включён в Канон мессы, исследователям неизвестно. В Северной Африке он упоминается только в 484 г. Виктором, епископом Виты, в Италии в середине V в. у Петра Хрисолога. Согласно «Liber Pontificalis», пение «Sanctus» в Риме установил папа Сикст I, однако Иннокентию I этот раздел ещё не был известен. В трактате, написанном около 400 г. и сохранившемся под именем Амвросия Медиоланского, говорится, что пение «Sanctus» является восточным обычаем, который известен лишь в некоторых местах на Западе. Третий канон Вазионского собора 529 г. предписывает петь «Sanctus» на всех мессах, но это установление могло иметь локальный характер. Исследователи полагают, что «Sanctus» был введён под антиохийским влияним или в результате тринитарных споров. Клаус Гамбер доказывал, что это произошло при папе Сиксте III (432–440 гг.). В раннее Средневековье существовал обычай прерывать чтение Канона мессы на время пения «Sanctus». Епископ Турский Герард в 858 г. отмечал, что священники должны петь «Sanctus» вместе с народом. В «Ordo Romanus» I 16 говорится, что папа не начинает чтение Канона мессы, пока не закончат пение «Sanctus». «Benedictus» (Пс. 117:25–26; Мф. 21:9) – вторая часть «Sanctus», впервые упоминается Кесарием Арелатским, но это свидетельство исследователи также считают локальной особенностью.

 



 
PR-CY.ru