КАНОН МЕССЫ

КАНОН МЕССЫ (canon missae) – евхаристическая молитва (анафора) римского обряда. Выражение «canon missae» исследователи впервые встречают во второй половине IX в., а систематически оно начинает использоваться только в XII–XIII вв. В ранних латинских источниках евхаристическая молитва обычно называется просто prex (молитва); с VI в. с уточнением – prex canonica (каноническая молитва). Термин «canon» в отношении евхаристической молитвы одним из первых использовал папа Римский Григорий I Великий (в «Liber pontificalis» встречается выражение «praedicatio canonis»; у Агнелла Равеннского – «canonica verba»; у св. Альдхельма (ум. в 709 г.) – «canon cotidianus»). В некоторых литургических книгах, составленных в VII–VIII вв., перед началом Канона мессы выделяется рубрика «Canon actionis». Согласно Валафриду Страбону, в Риме эту часть мессы было принято называть «canon» или «actio»: «actio ([священно]действие)», т.к. во время неё приготовляются Таинства Господни, canon (правило), т.к. это приготовление совершается законно и по правилу («actio dicitur ipse canon, quia in ea sacramenta conficiuntur dominica, canon vero eadem actio nominatur, quia ea est legitima et regularis sacramentorum confectio»). В позднее Средневековье в связи с тайным чтением и таинственностью его содержания Канон мессы стали называть «Secreta», хотя изначально этот термин относился только к молитве оффертория. Началом Канона мессы в Средние века и Новое время считался раздел «Te igitur», а окончанием – «Аминь» перед Молитвой Господней «Отче наш». Однако в раннее Средневековье Канон мессы начинался со вступительного диалога и префации. Некоторые авторы причисляли к Канону мессы и молитву «Отче наш»; особенно это было характерно для североафриканской традиции: так, Августин Блаженный говорил, что «gratiarum actio» состоит из нескольких молитв и завершается Молитвой Господней; но в римской традиции Молитва Господня шла после Канона мессы. В любом случае раздел «Te igitur» считался «серединой канона». В «Сакраментарии» Геласия начало Канона мессы отмечено рубрикой – «Incipit canon actionis» (перед «Sursum corda»). Ряд толкований Канона мессы каролингского времени начинаются с «Dominus vobiscum». В то же время во многих рукописях заглавная буква «T» в названии раздела «Te igitur» выделялась и часто дополнялась изображением Распятия, что подчёркивало начало особо значимой части мессы. Некоторое время также выделялись и украшались первые буквы префации «Vere dignum» – V и D. Отделение префации от остальной части Канона мессы произошло, как полагают исследователи, из-за обычая читать текст Канон мессы начиная с «Te igitur» тихим голосом. Если в «Ordo Romanus» I тихое чтение ещё не отмечено (говорится, что во время пения «Sanctus» все склоняются, потом папа один встаёт и идёт читать Канон мессы), а в «Ordo Romanus» XV 39 подчёркивается, что епископ должен читать текст так, чтобы его слышали стоящие вокруг алтаря, то в «Ordo Romanus» V 58 (вторая половина IX в.) тихое чтение отмечается как обязательное. В дальнейшем некоторые средневековые литургисты подчёркивали, что слова Канона мессы не должны быть доступны всем, чтобы избежать их неправильного употребления.

 



 
PR-CY.ru