ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель - Страница 8

Во всяком случае, Иоанн Предтеча, как полагают исследователи, ожидал от Мессии немедленного начала эсхатологического Суда. Согласно евангелисту Луке, в притче, рассказанной Спасителем в связи со спором о Веельзевуле, Сам Иисус отнёс к Себе именование «Сильнейший» (Лк. 11:22; у других синоптиков этого слова нет, но смысл притчи тот же: Мф. 12:29; Мк. 3:27). Как полагают исследователи, за этим образом стоят пророчества Исаии о «сильном», который отнимет добычу у тирана и спасёт сынов Израилевых (см.: Ис. 49:25; ср.: Ис. 53:12). О крещении «Духом Святым и огнём» говорится в евангелии от Матфея (Мф. 3:11) и евангелии от Луки (Лк. 3:16), тогда как в Евангелии от Марка (Мк. 1:8) и Евангелии от Иоанна (Ин. 1:33) сообщается лишь о крещении «Духом Святым». На протяжении XX в. учёные спорили о том, какой вариант фразы является оригинальным, а какой содержит христианские интерполяции. В настоящее время признаётся, что оба варианта могут считаться достоверными. Как образ крещения Святым Духом, так и образ крещения огнём имеют аналоги в предшествующей иудейской традиции. Очевидно, за ними стоят пророчества о Дне Господнем, во время которого произойдут наказание и очищение огнём (Ис. 13:9; Иоил. 2:3; Зах. 12:6; 13:9; Мал. 4:1), который означает ярость Божью (Плач. 2:4) или просто является одной из метафор для выражения действия Бога (см., например: Втор. 4:24, 36; 9:3; Дан. 7:9–10; ср.: 1 Енох. 14:19). Пророки говорят также об излиянии Духа в последние дни (Ис. 32:15; 44:3; Иез. 11:19; 36:26–28; 37:14; 39:29; Иоил. 2:28; Зах. 12:10) и об эсхатологическом очищении водой, которая связана с этим Духом (Зах. 13:1; Иез. 36:25). Выражение «Духом Святым и огнём» исследователи интерпретируют и как гендиадис (фигура речи, в которой понятия выражены двумя именами существительными, одно из них употреблено вместо имени прилагательного), особенно с учётом гипотезы семитского оригинала Евангелий. В этом случае пророчество исследователи интерпретируют как крещение «огненным духом» или «духовным огнём». Образ деревьев, которые будут срублены Сильнейшим (Мф. 3:10; Лк. 3:9), также восходит к ветхозаветным пророкам (Ис. 6:13; 10:33; Иез. 15:6–7; Дан. 4:14). При этом ряд исследователей подчёркивают, что Иоанн Предтеча проповедовал не конец света, а прямое вмешательство Бога в историю, подобное тем вмешательствам, которые описываются в Ветхом Завете (например, в повествованиях об исходе из Египта), благодаря чему исполнятся обетования, данные праотцам. Исследователи отмечают близость эсхатологии Иоанна Предтечи к кумранской (особенно чётко связь ожидаемого эсхатологического очищения Духом с огнём и водой прослеживается в одном из кумранских отрывков). Однако подобные учения вполне могли разделяться и другими иудейскими группами. Исследователи отмечают, что специфического для кумранитов дуализма у Иоанна Предтечи нет. Большое значение в проповеди Иоанна Предтечи имело также ветхозаветное учение о «пути Господнем» (многократно упоминается у пророков как «путь праведности», «прямой путь», «путь исполнения заповедей», «путь мира» и т.п.; см. о «пути Господнем» в связи с учеником Иоанна Предтечи в книге «Деяния святых апостолов» (Деян. 18:25); в Евангелии от Матфея (Мф. 21:32) говорится, что Иоанн Предтеча пришёл «путём праведности»; в пророчестве в Евангелии от Луки (Лк. 1:79) об Иоанне Предтече сказано, что он направит народ на «путь мира»).

 



 
PR-CY.ru