ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель - Страница 6

В сирийской христианской традиции, начиная с трудов Иакова Саругского (451/452 – 521 гг.), было распространено представление о том, что Иоанн Предтеча питался травами и кореньями, а не саранчой. Позднее в средневековом сирийском языке у использованного в Пешитте для слова «акриды» термина (Мф. 3:4) появляется другое значение – «пастернак полевой» (pastinaca agrestis). В XX в. ряд учёных пытались объяснить рацион Иоанна Предтечи тем, что в рукописной традиции это место в тексте было повреждено. Так, утверждали, будто изначально речь шла о кореньях и диких плодах или о плодовых деревьях. Святые отцы, используя аллегорический метод, связывали акриды с идеей устремлённости Иоанна Предтечи к небу (поскольку саранча имеет крылья) и возвышенности его проповеди, а дикий мёд – со сладостью его слов. Некоторые учёные пытались отыскать параллели образу жизни Иоанна Предтечи в литературе того времени. Наиболее близким оказался образ жизни некоторых греческих философов (пифагорейцев и киников), иудейского проповедника Банна и Иакова, брата Господня. В эллинистическом контексте питание акридами может объясняться стремлением к максимально естественному, природному образу жизни, без излишних потребностей, мешающих достижению блага. В иудейской традиции более значимым могло быть желание полагаться только на Бога и на ту пищу, которую Он даёт (ср. о пророке Илии в 3 Цар. 17:4), или стремление избежать осквернения языческой пищей (например, Иуда Маккавей «удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей, питаясь травами, чтобы не сделаться причастным осквернения» – 2 Макк. 5:27). В других местах евангелисты иначе характеризуют рацион Иоанна Предтечи. Например, в синоптических Евангелиях говорится, что пост его учеников (которому он их научил) похож на пост фарисеев, т.е. согласуется с законом Моисеевым (Мф. 9:14; Мк. 2:18; Лк. 5:33). Правда, отмечают исследователи, данный отрывок лишь косвенно относится к Иоанну Предтече. У Матфея и у Луки также встречается логия, происходящая, как полагают исследователи, из общего источника: «...Пришёл Иоанн, ни ест, ни пьёт» (Мф. 11:18; в Лк. 7:33 с уточнением – «пришёл Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьёт»). Но она не уточняет рацион Иоанна Предтечи, лишь противопоставляя его рациону Иисуса Христа, Который принимал участие в трапезах «с мытарями и грешниками» (Мф. 9:11). В Лк. 1:15 архангел Гавриил предрекает, что Иоанн Предтеча «не будет пить вина и сикера», что, как полагают исследователи, указывает на его назорейство (ср.: Числ. 6:2–21; Суд. 13:4–7). Хотя назорейский обет принимался на ограниченное время, в Ветхом Завете есть примеры пожизненного обета (1 Цар. 1:11). Исследователи полагают, что отказ от вина был связан с необходимостью соблюдения ветхозаветными священниками особой ритуальной чистоты перед служением в храме (ср.: Лев. 10:9). Наибольшее число учёных связывают рацион Иоанна Предтечи с практикой секты ессеев. Об их аскетическом образе жизни и питании сообщают источники (например, Филон Александрийский). В «Дамасском документе» и Храмовом свитке прямо говорится, что акриды дозволено употреблять в пищу членам общины. Однако практика ессеев в этом отношении не выходит за рамки галахических норм обычных иудеев (их отношение к елею и тканям для одежды указывает на то, что священнические правила ритуальной чистоты распространялись и на членов общины).

 



 
PR-CY.ru