ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель - Страница 80

Иногда образ Иоанна Предтечи – младенца присутствует в композициях «Рождество Христово» (алтарь из майолики, Джованни делла Роббиа, 1521 г., Музей Барджелло, Флоренция), «Отдых на пути в Египет» (Полидоро ди Ланцани, около 1530 г., Лувр, Париж), «Святое Семейство» (Андреа дель Сарто, 1520 г., Палаццо Питти, Флоренция); может изображаться с Мадонной и Младенцем и другими святыми («Мадонна с Младенцем и святыми Екатериной, Елисаветой и Иоанном Крестителем», Андреа дель Сарто, 1519 г., Государственный Эрмитаж). Образы Иоанна Предтечи – младенца имели широкое распространение в скульптуре и живописи в посттридентскую эпоху. Иоанн Предтеча в образе подростка или юноши, облачённого в верблюжью шкуру, часто представлен в сюжете «Святой Иоанн в пустыне» («Святой Иоанн Креститель», Леонардо да Винчи, 1508–1513 гг., Лувр, Париж). Нередко на картине видна река – аллюзия на воды Иордана. Во многих случаях рядом представлен Агнец, иногда Иоанн Предтеча изображается с посохом, увенчанным крестом («Святой Иоанн Предтеча», Рафаэль, 1513–1516 гг., Лувр, Париж). Реже Иоанн Предтеча изображался пожилым, изнурённым, в шкуре, в красном плаще, коленопреклонённым в молитве, в окружении горного пейзажа. Образ Иоанна Предтечи присутствует в композициях «Sacra conversazione» («Мадонна с Младенцем и святыми Екатериной, Рохом и Иоанном Крестителем», Полидоро ди Ланцани, около 1520 г., Лувр, Париж) и в полиптихах (Триптих семьи Брак, Рогир ван дер Вейден (французский Рожье де ла Патюр), около 1450 – 1452 гг., Лувр, Париж). В композициях Деисуса Иоанн Предтеча изображался в молении, справа от Христа, облачённым поверх власяницы в плащ, например, на тимпанах романских соборов (рельеф портала церкви Сан-Джованни ин Венере в Фоссачезии, Италия, XIII в.), а также в сценах Страшного Суда («Страшный Суд», госпиталь Бона, Франция). Иоанн Предтеча, входящий в сонм патриархов и пророков Израиля, представлен на картине Альбрехта Дюрера «Собор всех святых» (1511 г., Музей истории искусств, Вена). В конце Средневековья исследователи встречают изображение Иоанна Предтечи у подножия креста с апостолом Иоанном Богословом (так называемый Изенхаймский алтарь, начало XVI в., Маттиас Грюневальд, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция). Исследователи отмечают, что образ Иоанна Предтечи может символизировать церковь земную (в алтарных образах, например, «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» (так называемый Алтарь Барди), 1485 г., Государственные музеи, Берлина) и церковь небесную (в композициях «Мадонна на троне со святыми», например, «Маэста», 1315 г., Симоне Мартини, роспись в Палаццо Комунале, Сиена). В фольклорном пласте западноевропейской культуры почитание Иоанна Предтечи оказалось связано с народной магией. Это привело к возникновению художественного образа святого с сумрачным ликом, остановившимся взглядом; рядом с ним изображались змея, червь или иное существо, олицетворяющие обряды заклинаний. На Сицилии культ Иоанна Предтечи связан с ритуалом кровного братания, поэтому его атрибутами стали цветы гвоздики – символы тесной связи между друзьями; гвоздики могли быть красными (символ мученичества) или белыми (символ чистоты). Колосья или бобы, помещённые рядом с фигурой Иоанна Предтечи, указывали на веру в покровительство Иоанна Предтечи земледельцам.



 
PR-CY.ru