ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель

ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель – крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя (память 24 июня – Рождество Иоанна Предтечи, 29 августа – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 23 сентября – Зачатие Иоанна Предтечи, 7 января – Собор Иоанна Предтечи, 24 февраля и 25 мая – Обретения честной главы Иоанна Предтечи, 12 октября – Перенесение десницы Иоанна Предтечи с Мальты в Гатчину). В наиболее ранних исторических свидетельствах Иоанн Предтеча назван либо Иоанном, либо Иоанном Крестителем. Именование Креститель (греч. букв. – Погружатель [в воду для ритуального очищения]) связано не только с тем, что Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса, но и с его необычной для иудейства дохристианской эпохи практикой посредничества при ритуальном омовении (погружении в воду). В Евангелиях это наименование представлено в двух формах – имени существительного (12 раз в синоптических Евангелиях – Мф. 3:1; 11:11, 12; 14:2, 8; 16:14; 17:13; Мк. 6:25; 8:28; Лк. 7:20, 33; 9:19) и причастия активного залога в атрибутивной позиции (Мк. 1:4 (в тех рукописях, где артикль перед причастием опускается, выражение исследователи понимают как составное сказуемое); 6:14, 24 (в этих двух случаях в ряде древних рукописей форма исправлена: Ин. 1:28; 3:23). Исследователи, признающие существование источника Q (см. ст. Евангелие), отмечают отсутствие в нём какого-либо другого эпитета у Иоанна Предтечи. Само по себе именование Креститель исследователи считают уникальным как для греческой, так и для иудейской традиции: помимо Иоанна Предтечи оно больше никому не принадлежало. Даже Иосиф Флавий, описывая очистительный обряд у другого пророка-проповедника Банна, использовал форму от глагола «омывать», а не от «погружать». По мнению исследователей, если предположить, что именование Креститель первоначально возникло на еврейском или на арамейском языке, то в основе его лежит корень «макать», «окунать» (4 Цар. 5:14; Месопотамский Талмуд – 2 Цар. 5:14); правда, появившиеся позже секты, которые считали Иоанна Предтечу своим основателем, использовали для обозначения своего обряда омовения название, производное от глагола «погружать», «замачивать». Предтечей Иоанна Предтечу стали называть только со II в., поскольку в Евр. 6:20 это определение прилагается ко Спасителю. Исследователи полагают, что впервые по отношению к Иоанну Предтече его систематически использовал гностик Гераклеон в толковании на Евангелие от Иоанна. В средневековой фольклорной традиции к Иоанну Предтече прилагались и иные прозвания (например, у славянских народов: Купала, Постник, Травник, Головосек, Игритель и др.). Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в целом ряде источников: в четырёх канонических Евангелиях, в книге «Деяния святых апостолов», у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах. Наиболее древними и аутентичными в современной науке признаются свидетельства евангелистов-синоптиков и независимое от них свидетельство Иосифа Флавия. По мнению ряда учёных, близкие по тексту свидетельства Матфея и Луки (Мф. 3:7–12 и Лк. 3:7–9, 15–18; Мф. 11:2–19; Лк. 7:18–35), вероятно, имеют общий источник. Поскольку эти сведения не содержат аллюзий на служение Иисуса Христа, этот источник может происходить из круга Иоанна Предтечи.

 



 
PR-CY.ru