ИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель - Страница 5

Если Иоанн Предтеча питался только акридами (большинство учёных полагают, что под акридами имеется в виду пустынная саранча (лат. schistocerca gregaria) или семейство acrididae в целом) и диким мёдом, то такой образ жизни действительно является крайне аскетичным: с точки зрения современной медицины такая пища позволяет вести активный образ жизни лишь в течение небольшого периода времени. Исследователям известно, что не только в древности, но и теперь народы (особенно кочевые), обитающие в этом регионе или в регионах с похожими климатическими условиями, употребляют в пищу саранчу (обычно жареную или подкопчённую). По свидетельству Иеронима Стридонского, в его время у палестинских монахов был обычай есть саранчу в подражание Иоанну Предтече. В законе Моисеевом отношение к саранче двоякое: с одной стороны, запрещается употребление в пищу всех «крылатых пресмыкающихся» (Втор. 14:19), с другой – сделано исключение для саранчи (Лев. 11:20–23). Источники эпохи Второго храма подтверждают, что многие иудеи употребляли в пищу акриды, приготовленные особым способом. Однако евангелисты, упоминая об акридах, не делают акцента на том, что Иоанн Предтеча специально избрал их и употреблял в пищу особым образом, чтобы следовать закону Моисееву. Скорее всего, как полагают исследователи, для современников Иоанна Предтечи его образ питания не был столь удивительным (даже для римлян, которые считали такое питание свойственным только восточным народам). Исследователи стали искать иные объяснения слов евангелистов. Так, Мартин Дибелиус считал, что евангелист Марк, говоря об акридах, хотел подчеркнуть, что Иоанн Предтеча является не просто проповедником, но пророком и подвижником. По мнению Эрнста Ломайера, таким образом евангелисты акцентировали внимание аудитории на пребывании Иоанна Предтечи в пустыне. Но для современников само по себе употребление саранчи в пищу не было узнаваемым атрибутом образа пророка. Со II в. в христианской традиции появляются попытки либо толковать акриды как растительную пищу, либо вообще устранить их из текста Евангелий. Согласно Епифанию Кипрскому, эвиониты в своём Евангелии заменили акриды медовыми лепёшками, которые по вкусу напоминали лепёшки с елеем. Очевидно, их целью было связать с пребыванием Иоанна Предтечи в пустыне ветхозаветный образ манны (ср.: Исх. 16:31; Числ. 11:8). Вегетарианская тенденция энкратитов проявилась и в «Диатессароне» Татиана, который заменил акриды молоком (возможно, желая пребывание Иоанна Предтечи в пустыне соотнести с достижением земли обетованной, которая в Пятикнижии называется землёй, где «течет молоко и мёд»; Исх. 3:8). У некоторых святых отцов исследователи встречают опровержение того, что Иоанн Предтеча вкушал насекомых. Так, Исидор Пелусиот утверждал: Иоанн Предтеча питался сучками или корешками растений.

 



 
PR-CY.ru