ИСПОВЕДНИКИ - Страница 9

В так называемых «Канонах Ипполита» («Canones Hippolyti»), каноническом памятнике, который сохранился только на арабском языке (несохранившийся греческий оригинал был составлен, скорее всего, как полагают исследователи, в Александрии, исследователи датируют его 336–340 гг.), содержится правило, повторяющее определение «Апостольского предания» о том, что исповедники, если они претерпели истязания за веру, достойны пресвитерства (но не епископства) без рукоположения и должны рукополагаться только в том случае, если их исповедание не было сопряжено с физическими страданиями. В этом же сборнике есть правило, которое не встречается в других памятниках: «Если раб перенёс страдания ради Христа, то он – священник для общины. Даже если он не получил знаков [исповедничества], он всё равно принял дух священнического сана». Это правило было актуальным для середины IV в., когда исповедников из числа свободных граждан стало меньше, и наказанию чаще всего могли подвергаться рабы, находившиеся на службе у язычников или ариан (исследователи находят примечательным, что сирийский канонический памятник середины V в. «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» не имеет дополнения об исповедниках из числа рабов). По сведениям автора «Философумен», Каллист I, до того как был избран епископом Рима, был рабом некоего христианина Карпофора, а позже был сослан на десять лет на рудники Сардинии. Виктор I, епископ Римский (ум. между 197 и 201 г.), выделял Каллисту после его освобождения ежемесячную пенсию. При Римском епископе Зефирине (ум. в 217/218г.), он вошёл в клир и стал священником именно благодаря своей репутации исповедника. Автор «Философумен» обвиняет Каллиста I в том, что он сумел ввести всех в заблуждение, представив себя как мученика и исповедника, не являясь таковым. Тертуллиан рассказывает о похожем случае: гностик Валентин претендовал на епископство, но ему был предпочтён некий исповедник. Скорее всего, как полагают исследователи, практика, описанная в «Апостольском предании», сохранялась в церкви до второй половины III в. При императорах Деции (249–251 гг.) и Диоклетиане (284–305 гг.) гонения приобрели массовый характер, число исповедников увеличилось, причём среди них оказалось много женщин, которые не могли приниматься в клир, а также относительно молодых людей, которые не могли возводиться все и сразу в степень пресвитера. Исповедники, хотя и продолжали пользоваться высоким авторитетом в церкви, стали приниматься в клир через рукоположение. Киприан Карфагенский восхваляет одного из исповедников, юношу Аврелиана, который дважды открыто исповедовал свою веру перед лицом гонителей; тем не менее, Киприан Карфагенский не спешил возводить его в пресвитеры, считая необходимым испытывать личные качества исповедников, претендующих на священство, и проводить их последовательно через низшие степени клира. Сохранилось письмо, где он говорит о юных исповедниках как о будущих пресвитерах: «Да будет вам известно, что мы уже предназначили им пресвитерское достоинство, и потому они должны быть почтены одинаковой с пресвитерами долей и при ежемесячном разделе получать части в равном с ними количестве, как имеющие с достижением более зрелых лет восседать с нами».

 



 
PR-CY.ru