ИСПОВЕДНИКИ - Страница 16

Утраченное начало надписи, по мнению исследователей, упоминало о других, уже скончавшихся, исповедниках или мучениках, которые «увенчаны Господом» и с которыми Диоген, видимо, был знаком (А. Леклерк приводит реконструкцию начала надписи: «Здесь, возле святых…, которые умерли (в темнице?), блаженные исповедники…»). Присутствующее в этом тексте различение терминов «confessor» и «martyr» в других памятниках не всегда является строгим, иногда название «исповедники» даётся мученикам. Одна из римских метрических надписей, датирующаяся понтификатом Римского епископа Дамаса I (366–384 гг.), обнаруженная в крипте пап в катакомбах Каллиста, упоминает о греческих мучениках: «Здесь [покоятся] св. исповедники, которых прислала Греция». По утвердившемуся в науке мнению Дж. Б. Де Росси, термин «confessores» употреблён лишь для того, чтобы соблюсти правильный метр, и на самом деле указывает на мучеников. Некоторые надписи называют мучениками исповедников, смерть которых наступила не в результате мучений, а через некоторое время, как следствие жестокого обращения в тюрьме или ссылке. Так, св. Понтиан, епископ Римский (230–235 гг.), был сослан на рудники Сардинии в 235 г. при императоре Максимине и умер, не перенеся тяжести каторжных работ. В 1909 г. в крипте пап в катакомбах Каллиста в Риме была обнаружена эпитафия: «Понтиан епископ мученик», причём монограмма «martyr» была добавлена позднее, когда эпитафия уже находилась на своём месте, скорее всего, как полагают исследователи, в IV в. Сосланный на Сицилию Римский епископ Евсевий (ум. в 309/310 г.), именуется мучеником, потому что его смерть наступила на месте ссылки. Римский епископ Дамас I перенёс его останки в Рим и запечатлел надписью: «Создал Дамас епископ Евсевию епископу и мученику». Евсевий Верцелльский (ум. в 371 г.), был сослан арианами в Скифополь в Палестине, но умер он естественной смертью спустя много лет и находясь на кафедре, однако надпись, помещённая в базилике города Верчелли, построенной в его честь, называет его мучеником: «Евсевий епископ и мученик». По мнению исследователей, обычай называть умерших в ссылке мучениками соблюдался недолго. В более поздних надписях такие лица именуются исповедниками. Например, Дионисий Медиоланский, сосланный арианами в Армению и умерший в ссылке, именуется в надписи 474 г. не мучеником, а исповедником: «Pontifex sanctus confessorque Dionysius». В начале XX в. в турецком городе Динекдагы (к востоку от Анкары) была обнаружена греческая надпись, которую исследователи датировали не раньше чем V в., т.е. периодом, когда гонения прекратились: «Домн исповедник украсил [приготовил к погребению] Серилия брата». Ипполит Делаэ рассматривает эту надпись как один из примеров якобы позднего значения слова, обозначающего низшую степень церковнослужителей, т.е. «псаломщик», «певец», и приводит другой случай похожего словоупотребления в эпиграфике – надпись VII в. в испанском городе Мерида: «Эолалия клирика и исповедника». Однако более обоснованной и учитывающей критику Б. Ботта является гипотеза Александра Петровича Каждана, который полагает, что слово «исповедник» употреблено здесь в смысле «благочестивый христианин».



 
PR-CY.ru