ИСПОВЕДНИКИ - Страница 6

Б. Ботта высказывает предположение, что присваиваемый епископам IV в. титул исповедников связан с ежегодным совершением их памяти в местах, где они были погребены, когда их почитание стало распространяться наряду с почитанием мучеников, и сами епископы стали ассоциироваться в литургии с мучениками. Исповедниками могли быть борцы не только с арианством, но и с другими ересями. Августин Блаженный употребляет термин «confessor», когда в споре с пелагианским епископом Юлианом Экланским говорит о некоем «исповеднике свободы воли и Создателя Бога» («liberi confessor arbitrii et Dei Conditoris»). Неизвестный автор приписываемой Амвросию Медиоланскому «Приготовительной молитвы к литургии» упоминает об исповедниках как о жертвах преследований со стороны еретиков: «Настоятельно прошу молитв мучеников, которые не усомнились пролить кровь за истину…, прошу молитв исповедников, которые, испытав войну с врагом, всё ещё благочестиво проводили жизнь во время всеобщего мира или выдержали в продолжительном бою издевательства еретиков и поэтому, надо сказать по правде, получили бóльшую награду за тайное мученичество». Имели исповедников не только православные, но и еретики. Так, просветитель готов, арианский епископ Вульфила, сам себя именует исповедником, начиная своё исповедание такими словами: «Ego Ulfila episcopus et confessor semper sic credidi…» («Я, Ульфила, епископ и исповедник, всегда веровал так…»). В дальнейшем наименование «исповедники» начинает прилагаться к подвижникам, которые святостью жизни засвидетельствовали свою веру. В частности, Иероним Стридонский называет египетских подвижников «исповедниками и добровольными мучениками» («confessores Aegyptios, voluntate iam martyres»). В этом же смысле говорится об исповедниках в «Паломничестве Эгерии», которая встречалась в городе Батанис с неким «епископом, истинным святым, монахом и исповедником» («cum episcopo vere sancto et monacho et confessore»). Григорий Турский (ум. в 593/594 г.) предпочитает различать мучеников и исповедников, посвящая им две различные книги: «Книга о славе мучеников» и «Книга о славе исповедников». Под исповедниками он имеет в виду не только епископов, но и аббатов монастырей, затворников, дев и святых жён. В календаре Кипрской православной церкви (28 февраля) исповедником назван Иоанн Кассиан Римлянин, который почитался как защитник Иоанна Златоуста. На Востоке в эпоху Вселенских соборов наименование исповедник часто даётся тем, кто пострадали за православие в борьбе против тех или иных ересей, в особенности епископам, священникам и монахам. Афанасий I Великий называет исповедником Антиохийского епископа Евстафия: «…Муж исповедник и благочестивый в вере». Историк Созомен упоминает как исповедника Осия, епископа Кордубского. У Палладия, епископа Еленопольского, исповедником выступает Мелетий Антиохийский. В «Завещании» Феодора Студита содержится приписка, в которой он именуется «великим исповедником». Византийские хроники чаще всего упоминают в качестве исповедников: Константинопольского архиепископа Павла I; преподобного Максима Исповедника; Константинопольского патриарха Германа I; Константинопольского патриарха Мефодия I; преподобного Феофана Исповедника. Преподобный Никита Стифат в «Житии преподобного Симеона Нового Богослова» называет своего духовного отца Симеона «священномучеником, исповедником и великим учителем Церкви Христовой».

 



 
PR-CY.ru