ИСПОВЕДНИКИ

ИСПОВЕДНИКИ (лат. confessores) – древнейший разряд святых, прославляемых церковью за открытое исповедание во время гонений своей веры во Христа и в Его истинное учение; к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались (в отличие от мучеников) в живых и умерли позже естественной смертью. Во время гонений исповедничество распространяется особенно широко: целью преследований было именно стремление заставить христиан под пытками отречься от своей веры. Особо преследовались представители церквей, чьё отречение или изгнание могло подорвать силы христиан; но община только сильнее  сплачивалась вокруг своего епископа и вслед за ним стойко исповедовала Христову веру. С IV в. «исповедниками» называли подвижников, которые подтвердили свою веру святостью и добродетельностью всей своей жизни (Мартин Турский и др.). Потом так называли святых, переживших гонения за веру при императорах-еретиках: арианах, иконоборцах и т.п. Русская церковь не применяла лик исповедников к русским святым. В православии исповедников из числа священнослужителей называют священноисповедниками, из числа монахов – преподобноисповедниками. В литургической практике Римско-католической церкви термин «исповедник» имеет более широкое значение: он может применяться по отношению к любому святому епископу, учителю церкви, священнику или мирянину (кроме женщин), который не претерпел мученической кончины. Во избежание неоднозначности, связанной с однокоренным словом «исповедь», во многих современных языках термин «исповедник» может использоваться с уточнением: русский – «исповедник веры», англ. – «confessor of the faith», франц. – «confesseur de la foi» и т.п. Понимание исповедничества как подвига основано на словах Христа: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32–33). В Новом Завете понятие исповедничества тесно связано с понятием свидетельства. Сам Иисус Христос «засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание» (1 Тим. 6:13). Апостол Павел говорит, что Тимофей «исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1 Тим. 6:12). В первые века христианства все христиане, которые исповедали веру во Христа, находясь в узах, в изгнании или на рудниках, претерпевая пытки и мучения (вне зависимости от того, закончили они жизнь мученической смертью или нет), могли называться общим термином «мученики». Евсевий Кесарийский называет так потомков апостола Иуды, брата Господня, которых император Домициан (81–96 гг.) признал невиновными и отпустил на свободу. Церковный писатель Аполлоний Эфесский (конец II – начало III вв.), написавший, по словам Евсевия Кесарийского, книгу против монтанизма, обличает монтаниста Фемисона, который, «не желая понести знака исповедничества, за большие деньги избавился от оков» и хвастливо объявил себя мучеником. Называл себя мучеником и другой монтанист – Александр, пострадавший не за Христа, а за собственные преступления. Под письмом Антиохийского епископа Серапиона (до 202 – после 211 гг.), изобличающим ту же ересь, содержались подписи разных епископов; один из них подписался так: «Аврелий Кириний мученик, молюсь о вашем здравии».

 



 
PR-CY.ru