ИСПОВЕДНИКИ - Страница 5

Правило 6, запрещающее девице иметь близкие отношения с исповедником, не имеет смысла, если под исповедником понимать певца: исследователям неясно, почему именно с певцом (а не с иподиаконом, чтецом и т.д.) нельзя иметь отношений. По мнению Б. Ботта, это правило имеет смысл только тогда, когда девица сама в некотором роде подпадает под термин «confessor», т.е. если этот термин означает лицо, посвящённое Богу, ведущее аскетический образ жизни и, как следствие, пользующееся всеобщим авторитетом, либо когда имеется в виду исповедник в первоначальном смысле этого слова, т.е. лицо, пострадавшее за веру. Во всяком случае, у исследователей нет оснований видеть здесь в исповедниках монахов, понимаемых как особый чин, т.к. эти правила относятся к периоду, когда монашества в Испании и Галлии ещё не существовало. Примерно к этой же эпохе (или, как полагают исследователи, ещё более ранней) относится молитва римской литургии в Великую пятницу, в которой под «confessores» могут пониматься не столько монахи, сколько просто благочестивые христиане, каждодневно исповедующие свою веру во Христа. Хотя исследователи не могут полностью исключить вероятность того, что слово «confessores» в начале IV в. могло указывать на мужей, которые посвятили себя Богу и произнесли некие обеты (своего рода аналог посвящённых дев и вдов). Так или иначе, на Западе с V в. термин «confessor» приобретает более широкий смысл и обозначает не только христиан, исповедавших свою веру во время гонений, но и всех вообще святых, кроме мучеников. Первоначально титул «confessor», как правило, присваивался выдающимся епископам IV в., большинство из которых сыграли важную роль в борьбе с арианством. Так, в начале V в. святой Гауденций, епископ Брешианский (ум. в 410 г.), называет исповедником Василия Великого: «Summo sacerdote et beato confessore Basilio» («архиерею и блаженному исповеднику Василию»). Пётр Хрисолог, епископ Равеннский (ум. в 450 г.), доказывает в одной из своих проповедей, что именоваться исповедником достоин Аполлинарий Равеннский (ум. в 75 г.). Преподобный Иоанна Кассиан Римлянин говорит, что чести исповедника удостоился («confessoris ceperit dignitatem») святитель Иларий, епископ Пиктавийский. Галло-римский писатель и поэт святой Сидоний Аполлинарий (около 430 – около 486 гг.) называет святого Мартина Милостивого «pontifex confessorque» («епископ и исповедник»), имея в виду его аскетические подвиги и деятельность по распространению монашества в Галлии. В Веронском Сакраментарии (первая четверть VII в.) исповедником назван папа Римский Сильвестр (314–335 гг.). В Сакраментарии Григория (625–638 гг.) исповедниками названы папа Сильвестр, Мартин Турский и Евсевий пресвитер. Мартин Турский именуется исповедником также в Толедском сакраментарии IX в. Наиболее характерным в этом отношении исследователи считают Бергамский сакраментарий IX в., отражающий древнюю миланскую литургическую практику амвросианского обряда. Исповедниками в нём названы: Амвросий Медиоланский, Дионисий Великий, Евсторгий и Симплициан, епископы Медиоланские, Равеннский епископ Север (ум. около 344 г.), Мартин Турский, Августин Блаженный (Гиппонский), преподобный Бенедикт Нурсийский, Григорий Великий.

 



 
PR-CY.ru