ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 29

Страдания Христа начались ещё до крестной Жертвы, когда он добровольно понёс на Себе «скорбь естества». «Не иначе восхотел спасти Горшечник погибающую глину, но только так, что Сам вознамерился пребывать с ней». Спасение представлено как победа над врагом рода человеческого, плоды которой доступны как иудеям, так и язычникам. От вознесения Христа до всеобщего воскресения спасение людей совершается в церкви. «Церковь из язычников» заняла место «синагоги иудеев», которая «отдала назад свой брачный договор и собственными руками разодрала свой брачный хитон». Христианская церковь представлена как Новая Ева, вышедшая из ребра Христова. Ещё в Ветхом Завете она была прообразована в виде пустыни, которая некогда наполнится водой и зацветёт. Христос есть «лицо церкви». Церковь получает от Него свет, как луна от солнца. Церковь есть здание и укреплённый город, построенный Богом и ангелами, и никакие еретики не смогут разрушить его. Время существования церкви рассматривается Исихием Иерусалимским как длинный путь и как время ожидания конца мира и всеобщего воскресения. Преподаваемое в церкви крещение есть таинство, прообразованное и предсказанное ещё пророками. Погружаясь в Иордан, Христос освятил его воды и установил таинство крещения, с которым связано и таинство слёз, т.е. покаяние: «Ибо слёзы покаяния есть следствие дара крещения…, тот, кто не принимает крещения, напрасно кается, если он не прибегнет к крещению, напрасно приносит молитву, напрасно испрашивает прощение, напрасно изливает слёзы. Ибо без крещения не совершается отпущение грехов. Тот же, кто крестился, стяжал деятельное покаяние: плачет – и он освобождён, стенает, сокрушается и молится – и тотчас очищается». Дары крещения проявляются не только в прощении грехов, но и в усвоении человеком смерти и воскресения Христа; оно делает человека причастником действия Святого Духа, которое преобразило воду в обиталище Бога, а нас – в чад Божьих. Как Христос был предвечно помазан Святым Духом, так и новокрещённый христианин помазуется святым елеем и с этого момента считается членом церкви. Церкви вверено таинство покаяния как некое «лекарство», исцеляющее человека от душевной смерти, если он признает и исповедует свои грехи и недостатки, как больной – врачу. Такое исповедание есть результат смирения, которое не только дарует отпущение грехов, но и даёт человеку надежду стать причастником будущих благ. Таинство евхаристии также было прообразовано в Ветхом Завете в виде манны. Причастие Телу и Крови Христа, впервые произошедшее в Сионской горнице, продолжается в церкви. В евхаристии церковь предлагает верным «божественный пир», «животворящего Агнца», «таинственную трапезу», «насущный хлеб». Евхаристия – это Христос, ставший Хлебом и Чашей жизни, причащаться евхаристии – значит причащаться Христа. Кто не причащается, тот слаб и беден, кто причащается, тот силён, радостен и составляет Тело Христово. Значительное число фрагментов из библейских комментариев Исихия Иерусалимского вошло в состав экзегетических катен, многие из которых остаются неизданными.

 



 
PR-CY.ru