ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 27

Все они были произнесены в дни праздников, так или иначе связанных с Рождеством Христовым, поэтому учение Исихия Иерусалимского о Божьей Матери исследователи рассматривают в христологическом ключе. Божью Матерь Исихий Иерусалимский обычно именует Девой, это слово у него приобретает значение имени собственного; имя Мария использует довольно редко. Термин «Богородица» встречается в гомилиях только семь раз, причём чаще всего в «Первом слове в честь Божьей Матери», произнесённом после третьего Вселенского Собора. Основное содержание проповедей, посвящённых Божьей Матери, – это восхваление Её девства и роли в Боговоплощении. Мария именуется Приснодевой. Она была Девой до рождения Христа, Иосиф не был Его отцом по плоти. По выражению Исихия Иерусалимского, этот «невозделанный сад» был возделан только Святым Духом. Однако и после рождения Сына Мария не перестаёт быть Девой: Христос вышёл из чрева Матери, «оставив закрытыми двери Девы». Исихий Иерусалимский использует ряд традиционных библейских метафор, выражающих непорочное рождение Спасителя: Дева уподобляется неопалимой купине (Исх. 3:2), восточным вратам святилища (Иез. 44:1–2), запечатанному источнику (Песн. 4:12). Рождаясь от Неё, Христос «открывал рай и оставлял неповреждённой печать девства», Он воплотился «божественным действием». С восхвалением чистоты Пресвятой Богородицы связаны наиболее характерные рассуждения Исихия Иерусалимского о монашеской жизни. «Оружие», которое по пророчеству Симеона (Лк. 2:35) ранило душу Богородицы, интерпретируется Исихием Иерусалимским в психологическом ключе, как сомнения и душевные страдания Девы в момент распятия Её Сына. Исихий Иерусалимский придерживается распространённого в греческой патристике предания о том, что воскресший Христос прежде всего явился Своей Матери. В неопубликованной славянской гомилии на воскресение Спасителя именно к Богородице, а не к Марии Магдалине обращены слова Христа: «Жено, что плачеши, кого ищеши» (Ин. 20:15). Богородица представлена в гомилиях Исихия Иерусалимского как Вторая Дева, как «Дева, Которая превзошла всех женщин», «удивительное украшение нашей природы». Все сочинения Исихия Иерусалимского так или иначе касаются трёх тем: воплощения Христа, Его распятия и воскресения. По учению Исихия Иерусалимского, это три главных события мировой истории, которые имели одну цель – спасти погибающего падшего человека от греха и смерти. О грехопадении Адама Исихий Иерусалимский говорит образно, он не пытается объяснить, как и из-за чего произошло падение первого человека, но очень ярко изображает, каковы последствия падения, какова его тяжесть для Адама и Евы и для происходящего от них человечества. С одной стороны, падение принесло физическую и духовную смерть; человек лишается союза с Богом и достоинства быть Его сыном, теряет благодать Святого Духа. С другой стороны, грехопадение ослепляет сознание человека и приводит естество грешника к нищете телесной и душевной. «Отпадение, – говорит Исихий Иерусалимский, – сделало пленником род человеческий; Адам обольщался, но не воспринял чувства разочарования:

 



 
PR-CY.ru