ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 28

Бог для него – не Бог, камни же – боги; Творец – не Творец, дела же рук и изваяния пальцев – творцы... Затем подскочил враг жизни; (заповедь) «не убивай» считал шуткой, «не прелюбодействуй» осмеивал, «не кради» полагал зависящим от обстоятельств, «не лжесвидетельствуй» называл бессмыслицей и мифом, (говорил, что) заповедь «не желай ничего, что у ближнего твоего» была чем-то враждебным для жизни, и закон являлся чуждым существующего порядка вещей». В состоянии падения каждый человек не только лишён небесного наследства, но и является носителем некоего грязного пятна, которое он получил от Адама. Объясняя способ передачи повреждения природы, Исихий Иерусалимский утверждает, что природа первозданного Адама до грехопадения была благой, и что причиной греха является не тело. Поэтому, если ребёнок рождается заражённым грехом, то это следует приписывать не порождающему акту как таковому, но тому, что заражённые грехом родители могут родить только заражённых грехом детей. Спасение от греха, от наследственной порчи, осуществлено Христом, когда Он воплотился и прошёл основные этапы жизни человека на земле: рождение, возрастание, смерть. Воплощение Христово воспринимается Исихием Иерусалимским как начало избавления: «Мы нашли Того, Кого потерял Адам, Кого утратила Ева, Кого сокрыло от очей наших облако нашей греховности, Кого отделило от нас наше преслушание». Бог воплотился, совершил «домостроительство плоти», чтобы воссоздать (букв. – вылепить заново) падшего человека, приняв на Себя его грехи. То уничижённое состояние, в котором находился Христос на земле, имело определённое искупительное значение: «Я родился от Жены – и была разрешена вина Евы; Я понёс образ раба – и освободил от долга Адама; Я возлёг в яслях – и уподобившийся скоту был освобождён от проклятия и отрешён от стыда; Я облёкся в лохмотья – и исцелил рану наготы». Крещение также рассматривается в сотериологической перспективе: «Если Я не крещусь, то кто освятит воду крещения, кто сокрушит главу змея, как убелятся стихии, как очистится тварь, как будет омыта загрязнённая одежда Адама?». Однако Адам не был ещё искуплён в момент Воплощения. Спасение человека начинается с воплощением Бога Слова, совершается в течение Его земной жизни и исполняется на Кресте и в воскресении: «Ради нас обрезывается Христос, за нас же принимает крещение, за нас исполняет очищение согласно закону. Когда Он заплакал, тогда омыл естество; когда подвергся бичеваниям, тогда освободил нас от плена; когда поднял Крест, тогда облегчил нас от бремени греховности; когда был оплёван, тогда исцелил Адама от оплевания проклятием». Таким образом, каждое событие в жизни Христа рассматривается как одна из ступеней к спасению, т.к. освящает все этапы развития человека, всякий возраст и приближает Богочеловека к цели Его пришествия на землю – ко Кресту и воскресению: «Сначала Он был погребён во чреве плоти, потом – в утробе земли, в одном случае беременностью освящая рождающихся, в другом – Воскресением возрождая умерших». Крест и Воскресение неразрывно связаны между собой. Само слово «Крест» чаще всего употребляется в пасхальных гомилиях Исихия Иерусалимского.

 



 
PR-CY.ru