ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 25

Для обозначения двойственности свойств и природ во Христе Исихий Иерусалимский меткими и выразительными противопоставлениями показывает, что Христос проявляет Себя и как Бог, и как человек: «Мёртвого удерживает гроб, пред Богом сотрясается земля; мёртвым Его объявляет тело, Богом – чудо; мёртвым – погребение, Богом – воскресение, мёртвым – слёзы жён, Богом – слова ангелов. Как мёртвого погребал Его Иосиф, но, погребённый как человек, Он как Бог обезоружил смерть. И вновь как мёртвого стерегли Его воины, но как Бога, завидя, вострепетали привратники ада». Несмотря на эту двойственность, Слово одно и едино, Оно остаётся Тем же Самым. Для объяснения этого учения Исихий Иерусалимский использует хорошо известное в его время выражение Григория Богослова: «Иной и иной, иное и иное». «Ты скажешь, – говорит Исихий Иерусалимский, – что Он один и тот же; не один и другой и не один в другом  и не один через другого. Христос – один и тот же Человек и Бог. Словами «не один в другом» Исихий Иерусалимский отвергает еретическую идею о вселении Логоса в человека Иисуса, которая несовместима с учением о единстве Ипостаси Христа. Также неприемлемо и выражение «один через другого», т.к. в противном случае пришлось бы признать, что человеческая ипостась могла оказаться как бы инструментом Бога Слова. Исихий Иерусалимский использует также христологические формулировки, касающиеся единства Лица во Христе. В частности, он пишет: «Воплощённое Слово, будучи Единым, соединило по Своему произволению и то, и другое воедино неизречённым образом». Когда числительное «единый», взятое в мужском роде, означает Лицо, то такая формула является православной. Однако она приобретает монофизитский смысл, если это числительное используют в среднем роде. Употребление Исихием Иерусалимским формы среднего рода побудило некоторых критиков предполагать, что его христология была близка к монофизитской, поскольку его выражение о соединении человечества и божества «в одно» можно истолковать применительно к природам во Христе. Два текста из «Большого комментария на Псалтирь» имеют подобное словоупотребление: «Он не только взял на себя образ раба, но неизречённым образом так облёкся в него, то есть соединился, и так тесно прилепил к Себе человечество, что Слово и плоть, поскольку Он стал плотью, называется одним. «Божество и человечество Христа, – пишет в другом месте Исихий Иерусалимский, – в воплощении Слова соединились в нечто одно». Принадлежность Исихию Иерусалимскому так называемого «краткого комментария» на Псалтирь исследователи оспаривают на основании того, что из-за подобного словоупотребления христология этого сочинения отдалённо напоминает монофизитскую. Однако исследователи считают, что подозрения Исихия Иерусалимского в неправославии не имеют под собой достаточных оснований. Наличие неточных выражений в его трудах свидетельствует, по мнению исследователей, скорее, не о неправомыслии Исихия Иерусалимского, а о неразвитости христологической терминологии в его время (более точная формулировка появилась позже, чем сочинения Исихия Иерусалимского). Кроме того, спорное выражение, по мнению исследователей, может и не быть специально богословским термином, но может иметь широкое значение «в нечто одно».

 



 
PR-CY.ru