ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 21

Гомилии Исихия Иерусалимского позволяют исследователям сделать ряд важных уточнений, касающихся раннего иерусалимского богослужения. Большинство гомилий подтверждают гипотезу Ш. Рену о том, что по иерусалимскому календарю V в. памяти святых совершались в Анастасисе. Гомилия в честь апостола Иакова и пророка Давида подтверждает тот факт, что в богослужении V в. память апостола Иакова, первого епископа Иерусалима (25 декабря), заменила более древний праздник в честь ветхозаветного патриарха Иакова. «Похвальное слово в честь св. апостолов Петра и Павла» посвящено, главным образом, апостолу Павлу, что соответствует более древней редакции Армянского лекционария и свидетельствует о том, что праздник 28 декабря был посвящён воспоминанию апостола Павла. Гомилия в честь первомученика Стефана, произнесённая в базилике Святого Сиона в период между 415 г. (обретение мощей) и 438/439 г. (перенесение мощей в базилику в честь св. Стефана, построенную императрицей Евдокией), позволяет исследователям утверждать, что Армянский лекционарий отражает литургическую практику, предшествующую 439 г. Наличие гомилии в честь мученика Прокопия, который не упоминается в Армянском лекционарии, но дважды упоминается в Большом лекционарии Иерусалимской церкви, говорит о том, что этот праздник был введён в иерусалимскую практику после составления Армянского лекционария, в последние годы жизни Исихия Иерусалимского. Первую гомилию в честь Пресвятой Богородицы исследователи считают одним из древнейших источников, свидетельствующих об эволюции праздника Успения Пресвятой Богородицы из более древнего праздника 15 августа, близкого по смыслу с рождественским циклом и посвящённого Богоматеринству Пресвятой Девы. Вторая гомилия в честь Божьей Матери, произнесённая в один из дней попразднства Рождества Христова и по смыслу являющаяся гомилией на Благовещение, по мнению исследователей, говорит о том, что первоначально праздник Благовещения входил в рождественский цикл. Две гомилии на Сретение Господне исследователи считают древнейшими из сохранившихся в греческой литературе, указывающие на то, что первоначально праздник Сретения воспринимался как праздник Господский, а не Богородичный. Исследователи отмечают, что в целом Исихий Иерусалимский придерживался типологического метода толкования Священного Писания; изредка обращался также к аллегорическому методу. В его экзегетических сочинениях исследователи находят некоторое сходство с творениями тех представителей александрийской экзегетической школы, которые критически относились к методам толкования антиохийской традиции. Так Исихий Иерусалимский критиковал буквалистический метод толкования Феодора Мопсуестийского, обвинял его в непризнании тесной связи между Ветхим Заветом  и Новым Заветом. По словам Исихия Иерусалимского, Феодор Мопсуестийский был автором сочинения, в котором отрицал наличие в Псалтири пророчеств о Христе. Исихий Иерусалимский был убеждён, что ветхозаветные откровения о Христе имели целью приблизить людей к познанию Слова, ставшего человеком. Христос является средоточием всего Писания, в том числе и Ветхого Завета, поэтому тайна Воплощения начинается уже с создания мира.

 



 
PR-CY.ru