ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (вторая половина IV в. – около 451 г.)  пресвитер, проповедник и экзегет, преподобный, (память 28 марта, согласно Месяцеслову императора Василия II; 22 сентября, согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех преподобных отцов в субботу сырной седмицы). Достоверных сведений о жизни Исихия Иерусалимского сохранилось немного. Единственное посвящённое ему биографическое сообщение находится в кратком Синаксаре на 28 марта, помещённом в Месяцеслове императора Василия II. В Синаксаре говорится о том, что Исихий Иерусалимский учился в Константинополе у Григория Богослова. Приняв монашеский постриг и священническое рукоположение, Исихий Иерусалимский удалился от мира и проводил иноческую жизнь некоторое время в пустыне, где посещал св. мужей, имея целью получить от каждого из них, «подобно трудолюбивой пчеле, нектар добродетели», затем жил в Иерусалиме «при святом Гробе Спасителя нашего Иисуса Христа». Исихий Иерусалимский проявил исключительные качества комментатора Священного Писания: «Всё Священное Писание изъяснил и изложил с ясностью и предложил для общей пользы. Сделавшись повсюду знаменитым и став предметом удивления, послужив во всём Богу, он с радостью отошёл к Нему». Два места трактата Исихия Иерусалимского «О надписании псалмов» подтверждают сообщение Синаксаря о пребывании Исихия Иерусалимского в пустыне. Комментируя псаломский стих «возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень» (Пс. 125:4), где, по мнению Исихия Иерусалимского, речь идёт о конкретном потоке, который находится возле города Ринокорура (ныне Эль-Ариш, Египет), он замечает: «Я был в этом городе и видел этот поток». В схолии на Пс. 131:6 Исихий Иерусалимский упоминает о том, как он «нашёл покой в пустыне там, где пребывает множество людей, которые имеют сердце, устремлённое к Богу». Время рукоположения Исихия Иерусалимского исследователи устанавливают приблизительно на основании данных, приведённых в «Хронографии» Феофана Исповедника. Упоминая о епископском рукоположении Кирилла Александрийского в 412 г., он отмечает, что в этом же году «принял учительство Исихий, пресвитер Иерусалимский». В точности этого сообщения исследователям позволяет усомниться тот факт, что другое замечание преподобного Феофана, о годе смерти Исихия Иерусалимского, ошибочно. В «Хронографии» говорится, что год смерти Исихия Иерусалимского совпал с некоторыми важными событиями, которые на самом деле произошли в разное время: восшествие на Константинопольскую кафедру Максимиана (431 г.), брак императора Валентиниана III с Евдоксией (437 г.) и смерть св. Мелании Младшей (439 г.). Исследователи полагают, что если всё же свидетельство преподобного Феофана о годе начала учительства Исихия Иерусалимского верно, то к третьему Вселенскому собору он вполне мог достичь высокого положения и известности среди приближённых архиепископа Иерусалимского в 429 г., накануне Собора, о чём в «Житии св. Евфимия Великого» сообщает Кирилл Скифопольский: «И сошёл в Лавру архиепископ Ювеналий, имея с собою святого Пассариона, бывшего тогда хорепископом и архимандритом монахов, и просвещённого Исихия, пресвитера и учителя Церкви. …Великий Евфимий радовался духом, в особенности видя с патриархом Пассариона, этого истинного Авраама, и богослова Исихия, которые оба были преславными светильниками, сиявшими по всей вселенной".

 



 
PR-CY.ru