ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 3

В славянских Четьях-Минеях его имя отсутствует. Некоторые греческие лекционарии относят память Исихия Иерусалимского к 5 марта (X–XI в.) или к 4 марта (980 г.). В одной рукописи под 5 марта помещён анонимный канон некоему Исихию. Издатель канона Евтихий Томадакис, ориентируясь, главным образом, на дату, посчитал, что он посвящён не Исихию Иерусалимскому, а какому-то другому Исихию. Однако содержание, по мнению исследователей, канона вполне соответствует обстоятельствам жизни Исихия Иерусалимского: он назван здесь борцом с ересью Нестория, комментатором Писания, к нему обращаются как к «богослову». Неопределённость в вопросе о дате памяти Исихия Иерусалимского происходит из-за большого числа святых с именем Исихий и, по мнению исследователей, по той причине, что в марте празднуется память сразу нескольких из них, в том числе Исихия Чудотворца, жившего в VIII в. Память Исихия Иерусалимского совершается также в Соборе преподобных отцов в субботу сырной седмицы. В каноне Феодора Студита на этот день в девятой песни Исихий Иерусалимский поставляется в сонм великих отцов церкви: святителей Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Кирилла Александрийского, Епифания Кипрского и Григория Нисского. Исихий Иерусалимский называется здесь «другим богословом» (после Григория Богослова). Труды Исихия Иерусалимского сохранились на греческом, латинском, армянском, грузинском и старославянском языках. В древности Исихий Иерусалимский был известен, прежде всего, как экзегет и проповедник. Прозвище «второй богослов» он стяжал не тем, что писал богословские или полемические трактаты, а, скорее всего, благодаря особому, легко узнаваемому стилю его гомилий, которые напоминают духовную поэзию Григория Богослова. В сочинениях Исихий Иерусалимский предстаёт преимущественно в роли церковного учителя, основное содержание его гомилий составляет изъяснение смысла того или иного праздника или восхваление жизни какого-либо святого. В большинстве случаев это делается с помощью толкования соответствующих богослужебных чтений из Священного Писания. Исследователи отмечают, что в сочинениях Исихия Иерусалимского содержится небольшое количество нравственных поучений и духовных наставлений, которые ориентированы на самый широкий круг христиан. В настоящее время проповеди Исихия Иерусалимского изучены лучше его экзегетического наследия, которое не полностью издано и требует дополнительных исследований. Толкования на Ветхий Завет. I. «Комментарий на книгу Левит» («Commentarius in Leviticum») – обширный текст, сохранившийся на латинском языке. Надписание «Комментария» упоминает два греческих имени: Исихия как автора и диакона Евтихиана как адресата: «Venerabili diacono Eutichiano peccator Christi servus Isychius presbyter in Christo salutem». Это указывает на греческое происхождение сочинения, что подтверждают и некоторые сведения, содержащиеся в самом тексте. Составлено оно было, как полагают исследователи, в Иерусалиме в период между третьим и четвёртым Вселенскими соборами, т.е. между 431 и 451 гг.

 



 
PR-CY.ru