ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 11

«Вопросы против иудеев и против неверных» («Quaestiones adversus Iudaeos ac ceteros infideles») и «Свидетельства пророка Исаии о Господе Христе или о Рождестве Христовом» («Isaiae testimonia de Christo Domino, sive De nativitate Christi»); последнее сочинение является позднейшей компиляцией, созданной на основе подлинного трактата Исидора Севильского против иудеев. Обширный трактат «Сентенции» («Sententiae»; критическое издание «Sententiae», 1998 г.); другое название: «О высшем благе» («De summo bono») является прообразом последующих латинских «сумм богословия»; содержит систематическое изложение основных пунктов христианского догматического, нравственного и социального учения в виде кратких изречений (sententiae), содержание которых заимствовано, главным образом, из сочинений Августина Блаженного и Григория I Великого (Двоеслова). «Сентенции» состоят из трёх книг. В первой книге, посвящённой христианскому вероучению (которое Исидор Севильский излагает, опираясь на Апостольский Символ веры), речь идёт о познании Бога, о Его свойствах, о творении мира, о происхождении зла, об ангелах, о человеке, о его душе и теле, о Христе, о Святом Духе, о церкви и ересях, о Священном Писании и его толковании, о молитве, о таинствах крещения и евхаристии, о мученичестве, о чудесах святых, а также о вопросах эсхатологии: об антихристе, о воскресении мёртвых, Страшном Суде, наказаниях грешников и блаженстве святых. Вторая книга посвящена христианской нравственности: в ней говорится о мудрости и трёх теологических добродетелях (вере, надежде, любви), о благодати и предопределении, о грехах, покаянии и отпущении грехов, о помыслах, совести, мышлении, телесных чувствах, слове, лжи, клятвах, о пороках и добродетелях. В третьей книге рассматриваются нравственно-аскетические и общественно-политические вопросы: о наказаниях Божьих, имеющих исправительный характер, о терпении, искушениях и средствах борьбы с ними, о молитве, о чтении Священного Писания, о тщетности науки без благодати, о делании и созерцании, о монашеской жизни и её требованиях, о служителях церкви и их обязанностях, о светских правителях, судьях и справедливом судопроизводстве, наконец, о краткости жизни и о смерти. Хотя Исидор Севильский не всегда придерживается систематической схемы изложения и нередко сбивается на обсуждение частных вопросов, он с подлинным мастерством собирает вместе разрозненные положения и высказывания своих предшественников, тем самым осуществляя синтез западной патристической традиции. Исследователи полагают, что первоначально написанный для нужд священнослужителей, трактат постепенно трансформировался в труд универсального характера, получив широкое распространение на Западе в Средние века. Хотя имеется немало параллелей между положениями этого трактата и седьмой книгой «Этимологий» (около 615 – 620 гг.), время его написания исследователям точно не известно; они полагают, что, скорее всего, в своей окончательной форме он был создан в последние годы жизни Исидора Севильского. Впоследствии на основе трактата неизвестным автором было составлено небольшое сочинение «О Троице» («De Trinitate»), не принадлежащее, по мнению исследователей, Исидору Севильскому. Небольшой трактат «О ересях» («De haeresibus») сохранился в единственной рукописи, носящей следы анонимной редакторской правки. В сочинении представлен краткий каталог всех известных к тому времени христианских ересей и расколов, составленный на основе аналогичных трудов предшествующих латинских авторов, главным образом, сочинений Августина Блаженного и сочинения «Указатель ересей» («Indiculum de haeresibus»), которое приписывалось Иерониму Стридонскому.

 



 
PR-CY.ru