ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 12

По структуре, определениям и этимологиям содержание трактата сильно отличается от обзора ересей, приведённого Исидором Севильским в восьмой книге «Этимологий», что, впрочем, исследователи не считают неопровержимым доводом в пользу гипотезы его подложности. Обширный церковно-канонический трактат «О церковных служениях» («De ecclesiasticis officiis»); другое название: «О происхождении служений» («De origine officiorum»); критическое издание: «De ecclesiasticis officiis». 1989 г.), был написан между 598 и 615 гг. по просьбе брата Исидора Севильского епископа Фульгенция; состоит из двух книг. В первой книге, озаглавленной «О происхождении богослужений» («De origine officiorum»), собраны ценные сведения о зарождении христианского богослужения и его основных формах: о песнях, псалмах, гимнах, антифонах, молитвах, хвалениях, чтении, благословениях, о библейском каноне, о чине мессы, о молитвах третьего, шестого и девятого часа, о вечерне и утрене, о всенощном бдении, о воскресных и праздничных богослужениях, о постах, о различии в богослужебных обычаях разных церквей и народов. Во второй книге, озаглавленной «О происхождении служителей» («De origine ministrorum»), речь идёт о церковных должностях, служениях и таинствах: о священнослужителях и их степенях (епископы, хорепископы, пресвитеры, диаконы), о других церковных должностях (иподиаконы, чтецы, псаломщики, экзорцисты, аколуфы, привратники и др.), о монахах, о кающихся, о девственницах, о вдовах, о браке, об оглашенных и о готовящихся к крещению, о Символе веры (с подробным его толкованием), о крещении, о миропомазании, о рукоположении. Исидор Севильский не ограничивается объяснением богослужебных обычаев и церковного устройства современной ему Испанской церкви, но, используя метод этимологии, объясняет смысл и значение богослужения через объяснение его библейского или церковно-исторического происхождения. Многие материалы трактата впоследствии были включены Исидором Севильским в шестую и седьмую книги «Этимологий». Традиционно считается, что Исидором Севильским была создана ранняя редакция канонического сборника Испанской церкви «Испанское собрание» («Collectio Hispana»), которая также называется «Собрание Исидора» («Collectio Isidoriana»), однако вопрос о том, действительно ли Исидор Севильский участвовал в составлении этого сборника, остаётся предметом научных дискуссий. «Хроника» написана на основе аналогичных трудов Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского, Иеронима Стридонского и Виктора Туннунского и охватывает всю историю мира, от его сотворения до правления короля Сисебута в Испании. В сочинении Исидора Севильского содержится множество сведений о событиях политической, религиозной и интеллектуальной жизни периода поздней Античности и раннего Средневековья, при этом особое внимание Исидор Севильский уделяет истории Испании. Опираясь на историософские идеи Августина Блаженного, Исидор Севильский развивает учение о шести мировых эпохах и спорит с теми, кто ожидали близкого конца света, указывая в заключение, что время его наступления известно одному лишь Богу. «Хроника» получила широкое распространение не только в Испании, но и в других странах Европы. Уже в 626 г. её использовал анонимный продолжатель хроники Проспера, живший в Северной Италии; впоследствии составлялись и другие продолжения этой хроники. В рукописной традиции исторический труд Исидора Севильского сохранился в двух редакциях: полной и сокращённой. Считается, что первоначально была написана краткая редакция, законченная в 615/6 г.; около 626 г. Исидор Севильский подготовил вторую редакцию, в которой он исправил и дополнил многие места и продлил хронику до времени правления короля Свинтилы, сделав соответствующие исправления в предисловии.

 



 
PR-CY.ru