ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 19

Однако в своих действиях правители должны руководствоваться законами, соблюдать справедливость и быть снисходительными, чтобы приносить подданным пользу, а не вред. В связи с этим Исидор Севильский развивал учение о христианском правителе, который наделён от Бога властью «для охранения членов Христовых» («pro tutione membrorum Christi»), т.е. верующих христиан, которыми он должен управлять справедливо и милосердно, возвращая благой долг (bonam vicissitudinem) Дарителю Богу. Если правитель будет нарушать законы, поступать несправедливо и жестоко по отношению к гражданам, то он рискует попасть под церковную анафему и быть отлучённым от церкви. Светские правители должны осознать, что они несут ответственность пред Богом за церковь, обязанность заботиться о которой они получили от Самого Христа; если вследствие действий правителей мир и дисциплина в церкви ослабеют, от них потребует отчёта Тот, Кто вручил Свою церковь их власти. По мнению Исидора Севильского, христианский правитель как верующий христианин находится в подчинённом положении к церкви: «Светские власти подчинены церковной дисциплине, и хотя они стоят во главе государства, они связаны и ограничены узами веры (vinculo fidei), чтобы и веру Христову провозглашать своими законами (fidem Christi suis legibus praedicent), и само провозглашение веры сохранять добрыми нравами». Из этого принципа развивается учение Исидора Севильского о тесном сотрудничестве и союзе христианского государства и церкви, ото-рую оно должно охранять и которой обязано содействовать в ее служении: «Светские правители часто сохраняют в Церкви высшую власть, которой они обладают, для того, чтобы этой властью защищать церковную дисциплину. Однако (светская) власть необходима в Церкви только для того, чтобы заставлять под угрозой применения силы делать то, чего не сможет добиться священник своей проповедью учения. Ведь часто Царство Небесное добивается успеха посредством царства земного, когда те, кто находятся внутри Церкви и поступают против веры и церковной дисциплины, обуздываются жесткими мерами правителей; когда саму эту дисциплину, соблюдения которой Церковь не сможет добиться своими мягкими методами, государственная власть возлагает на шеи гордых и уделяет (церкви) силу своей власти, чтобы (к ней) проявлялось (должное) уважение». Таким образом, по мнению Исидора Севильского, церковь может и должна контролировать действия государственной власти, проверять их соответствие законам и нормам христианской нравственности, защищать права бедных и угнетаемых, в крайних случаях имея право анафематствовать беззаконных правителей. При этом государственная власть также имеет право вмешиваться в дела церкви. Это вмешательство должно ограничиваться покровительством церкви и гарантированием сохранения церковного мира и дисциплины, т.е. возможности для церкви беспрепятственно осуществлять свою миссию по вероучению и исправлению нравов верующих. Такое учение о «симфонии властей», одобренное на четвёртом Толедском соборе в 633 г., помимо положительных имело и отрицательные последствия: оно не только оправдывало применение насильственных мер по отношению к обращённым в христианство иудеям, вновь вернувшимся к своим прежним обычаям, но и в значительной мере открыло дорогу последующим злоупотреблениям инквизиции в средневековой Испании.

 



 
PR-CY.ru