ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 18

По его мнению, причина этого заключается в том, что тогда надлежало привести народы всего мира к вере посредством чудес, а в его время уже уверовавшим народам следует прославиться посредством добрых дел; так что в церкви важнее добродетельно жить, чем творить чудеса. Более того, в конце времён знамения и чудеса станут уделом антихриста и его лжепророка, в церкви же они совсем прекратятся, чтобы при этом проявились и терпение святых, и слабость отверженных. Согласно Исидору Севильскому, роль святых, почитание которых издревле было установлено в церкви, заключается не в том, чтобы совершать чудеса, а в том, чтобы служить образцом добродетелей для подражания верующих. Отвергая религиозный фанатизм и апокалиптические предчувствия, Исидор Севильский предпочитал рассуждать о наступлении спокойных времён, когда церковь живёт в мире и терпеливо ожидает Второго пришествия Христова, времени которого не знает никто, кроме Бога. Значительное место в сочинениях Исидора Севильского занимает учение о мировой истории. Вслед за предшествовавшими христианскими хронистами и Августином Блаженным Исидор Севильский учил о шести эпохах (aetas) мировой истории: первая – от творения мира до Ноя; вторая – от Ноя до Авраама; третья – от Авраама до Давида; четвёртая – от Давида до переселения иудеев в Вавилон; пятая – от вавилонского пленения до пришествия Христа; шестая, в которой живёт церковь, началась с пришествием Христа и завершится концом света. При этом в отличие от своего современника Григория Великого Исидор Севильский не считал, что конец света близок и связан с падением Римской империи. По мнению Исидора Севильского, правомерным наследником Римской империи на Западе является готское королевство, объединившее под своей властью всю Испанию, которая стала новым центром мира. Рассуждая о принципах светской и духовной властей и их соотношении, Исидор Севильский отмечал, что, отразив нападения многочисленных врагов (византийцев, франков, гуннов, свевов, вандалов) и объединив всю страну, готские короли приобрели законную власть над Испанией и населяющими её народами, которая передаётся законным путём через утверждение нового короля на общем совете готской знати и епископов. Следуя Августину Блаженному, Исидор Севильский обосновывал законность власти одних людей над другими последствиями грехопадения, но в отличие от Августина Блаженного распространял это представление на отношение между правителями и подданными: «Из-за грехопадения первого человека на род человеческий было наложено наказание от Бога в виде рабства (poena servitutis); так что на тех, кому, как Он видит, не подходит свобода, Он милосердно налагает рабство. И хотя первородный грех отпускается всем верующим благодатью крещения, но справедливый Бог так распределил людям жизнь, одних сделав рабами, а других господами, чтобы у рабов произвольная склонность (licentia) творить зло ограничивалась властью господствующих над ними. Ведь если все будут лишены страха, кто же будет препятствовать людям творить зло? Поэтому у народов и избираются князья и короли, чтобы под угрозой наказания отвращать людей от зла и законами побуждать их к праведной жизни». Таким образом, политическую власть Исидор Севильский рассматривал как благое Божественное установление для всех.

 



 
PR-CY.ru