ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 14

После смерти Исидора Севильского его друг епископ Браулио дополнил сочинение главой о литературных трудах самого Исидора Севильского. Среди аскетических трудов исследователи называют «Синонимы» («Synonyma»); другое название: «Монологи» («Soliloqui»), сочинение создано около 610 – 615 гг.; состоит из двух книг. В первой книге, озаглавленной «Стенание грешной души» («Lamentum animae peccatricis»), Исидор Севильский в форме диалога между душой и разумом с различных сторон описывает сокрушённое состояние человеческой души, подавленной скорбями и тяготами земной жизни, среди которых она чувствует свою греховную немощь и совершенную беспомощность. В таком состоянии человек, угнетаемый грузом скорбей и грехов, не видит смысла жизни и желает скорой смерти. Разум вступает в разговор, чтобы ободрить человека, дать ему надежду на прощение, направить его на путь истинный и устремить к духовному совершенству. Нет смысла жаловаться на жизненные скорби, так как они небесполезны: Бог попускает их для исправления, и они суть наказание за грехи. Поэтому надлежит не сетовать, а бороться с грехами и греховными склонностями, обращаться к Богу за помощью, устремляться к добродетели, боясь умереть во грехах и заслужить вечное наказание. Во второй книге, имеющей заглавие «Правило жизни» («Norma vivendi»), разум обращается к человеку с призывом хранить себя от греха и осознать своё достоинство, сохранять чистоту, противостоять искушениям, быть постоянным в молитве, бдении, умерщвлении плотских желаний, искать будущих небесных благ. Трактат написан в подражание не только Цицерону, о котором упоминает сам Исидор Севильский во введении, но и знаменитым трудам Августина Блаженного («Монологи» и «Исповедь») и Григория Великого («Моралии»). Сочинение Исидора Севильского было популярно на Западе в Средние века; на его основе неизвестным современником Исидора Севильского было составлено небольшое сочинение «Правило жизни» («Norma vivendi»). Название трактата «Синонимы» объясняется тем, что в нём каждая мысль выражена многократно с помощью высказываний, различных по словесной форме, но равнозначных или сходных по смыслу; такая форма изложения впоследствии обозначалась как «стиль Исидора». «Монашеское правило» («Regula monachorum») – небольшое правило (или монастырский устав) было составлено Исидором Севильским во второй половине 610 гг. для монастыря св. Гонория. Основываясь на правилах предшествующих отцов-аскетов, Исидор Севильский в простой форме предлагает советы по устройству жизни общежительного монастыря. Он говорит об устройстве стен и зданий монастыря, о выборе настоятеля, монашеском звании, правилах приёма в ряды братии, о послушаниях, богослужениях, собраниях, книгах, трапезе, праздничных днях, постах, монашеском одеянии, кельях и лежанках, о прегрешениях, грехах, епитимиях и временном отлучении от общения, об общности имущества, распределении обязанностей между монахами, о болящих, паломниках, о погребении усопших. Хотя в списке епископа Браулио не упоминается о том, что Исидор Севильский писал стихи, в рукописях сохранились 27 эпиграмм, написанных Исидором Севильским вскоре после 604 г. и посвящённых, главным образом, восхвалению знаменитых церковных деятелей, писателей и поэтов (упоминаются Ориген, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Киприан Карфагенский, Пруденций и др.).

 



 
PR-CY.ru