ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 15

По мнению исследователей, эпиграммы Исидора Севильского обладают лёгкостью и изяществом, они большей частью написаны в форме дистихов в подражание Марциалу, Пруденцию и Венанцию Фортунату. Не считая писем, которые являются предисловиями или посвящениями для сочинений Исидора Севильского, сохранилось ещё восемь писем Исидора Севильского разным лицам: пять писем епископу Браулио, написанных с 610 по 633 г. по разным поводам, связанным с церковной и литературной деятельностью Исидора Севильского; письмо Массону, епископу города Эмерита, написанное в 605/606 г. по вопросу о восстановлении в правах клириков, которые принесли покаяние в совершённых ими грехах; письмо епископу Элладию и другим епископам, написанное по поводу суда над епископом Кордубским. Неподлинными считаются: письмо к Леудефреду, епископу Кордубскому, о священнослужителях и других членах церковного клира и их обязанностях; к епископу Евгению о достоинстве епископов; к дуку Клавдию, о его победах над еретиками; к архидиакону Редемпту о некоторых богослужебных обрядах. Исидору Севильскому приписывалось ещё несколько трудов, подлинное авторство которых пока не установлено. В их число входят: небольшой трактат конца VII – начала VIII вв. под названием «Дисциплинарные установления» («Institutionum disciplinae»); некоторыми исследователями трактат признаётся подлинным; «Спор добродетелей и пороков» (Conflictus virtutum et vitiorum»); «Увещание к сестре» (вторая половина VII в.); «Объяснение Пятикнижия», написанное в Испании в конце VII в.; «Толкование на Песнь Песней», в действительности являющееся извлечением из комментария Алкуина; «Толкование на Апокалипсис»; трактат «О семи степенях служений» (V–VII вв., создан в Галлии); «Исповедь святого Исидора»; несколько проповедей. Наиболее характерной чертой литературного творчества Исидора Севильского исследователи считают его энциклопедичность, которая проявляется в стремлении собрать воедино и систематизировать как можно больше сведений из различных областей знания. Это в полной мере исследователи относят и к богословскому учению Исидора Севильского, который систематизировал данные богословской науки своего времени о Священном Писании и методах его толкования, о догматическом вероучении церкви, о нормах христианской нравственности, правилах церковной дисциплины и уставах богослужения. Однако в своих трудах Исидор Севильский приводит не столько собственные мнения, сколько мнения предшествовавших авторитетных богословов и церковных Соборов. Тем самым он стремится быть своего рода эхом церковной традиции (по преимуществу западной), свидетельства которой Исидор Севильский в точности воспроизводит и систематизирует. В этом отношении его труды представляют немалую ценность; однако это труды, по мнению исследователей, скорее, прилежного ученика или заслуживающего доверие свидетеля, чем оригинального мыслителя или учителя. Это не исключает определённой оригинальности Исидора Севильского как составителя и компилятора, который подыскивал и выбирал из имевшегося у него обширного материала то, что считал важным и ценным. При изложении учения о Боге Исидор Севильский следовал Августину Блаженному. Главное отличительное свойство Бога как высшего Блага (summum bonum) Исидор Севильский видел в Его неизменности (incommutabilitas), из которой проистекают все остальные Божественные свойства: бессмертие, нематериальность, вечность и т.п.; Исидор Севильский особенно настаивал на простоте Бога и подчёркивал тождество сущности Бога и Его свойств. Всё, что говорится о Боге, сказывается о Нём по сущности (essentialiter), за исключением того, что говорится по отношению (relative) к Лицам Святой Троицы. Сын Божий есть Бог, поскольку единосущен Отцу, т.е. имеет ту же самую Божественную сущность, что и Отец (ejusdem cum Patre substantiae).

 



 
PR-CY.ru