ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 10

В трактате приводятся аллегорические (главным образом, типологические) толкования для различных лиц, упоминаемых в Священном Писании; всего 129 наименований для Ветхого Завета и 121 для Нового Завета. Исследователи полагают, что краткий трактат – «Книга чисел, встречающихся в Священном Писании» («Liber numerorum, qui in sanctis Scripturis occurrunt») – остался незаконченным; содержит обзор чисел, наиболее часто упоминаемых в Библии (от 1 до 16, от 18 до 20, затем 24, 30, 40, 46, 50 и 60), и истолкование их смысла с помощью философско-математических выкладок. Большой экзегетический трактат – «Вопросы по Ветхому Завету» («Quaestiones in Vetus Testamentum»); другое название: «Изложение таинственных смыслов» («Mysticorum expositiones sacramentorum»), – Исидор Севильский писал незадолго до начала работы над «Этимологиями» и оставил незаконченным. В этом сочинении Исидор Севильский приводит аллегорическо-типологические толкования событий из исторических книг Ветхого Завета: Пятикнижия, Книги Иисуса Навина, Книги Судей Израилевых, Книг Царств, Книг Ездры и Книг Маккавейских, находя в них указания на будущие события, относящиеся к Новому Завету и к жизни христианской церкви. Исидор Севильский опирался на книги предшествующих церковных писателей, прежде всего, Оригена и Григория I Великого, по мере необходимости сокращая и видоизменяя их толкования. В 2009 г. вышло критическое издание первой части этого сочинения Исидора Севильского – «Вопросы по книге Бытия» («Expositio in Vetus Testamentum»). В предисловии к «Вопросам» Исидор Севильский сообщает о том, что ранее он составил некое толкование на Пятикнижие, имевшее буквальный характер, которое впоследствии было утрачено. Приписывавшееся Исидору Севильскому небольшое сочинение «Вопросы из Ветхого и Нового Завета» («Quaestiones de Veteri et Novo Testamento») в действительности было создано лишь в середине VIII в. Догматико-полемический трактат «О кафолической вере против иудеев» («De fide catholica contra Iudaeos») был написан Исидором Севильским около 612 г. по просьбе его сестры Флорентины. Сочинение имело двойную цель: опровержение иудейского неверия и назидание Флорентине в стремлении к изучению Священного Писания. Аргументация строится почти исключительно на свидетельствах Ветхого Завета, при помощи которых Исидор Севильский обосновывает истины христианской веры. В первой книге он говорит о предвечном рождении Сына от Бога Отца, о Его Божестве, о Святой Троице, о воплощении Сына Божия, Его рождении от св. Девы Марии, о Его земной жизни вплоть до Его вознесения, о сошествии Святого Духа на апостолов и о Втором пришествии Христа. Во второй книге речь идёт об исторических следствиях Боговоплощения: о призвании язычников к вере, о неверии иудеев и их рассеянии как посланном от Бога наказании, о разрушении Иерусалима, об установлении Нового Завета и о прекращении законов Ветхого Завета, о различных смыслах Священного Писания, о единстве Ветхого и Нового Заветов, о таинствах: крещении, миропомазании и евхаристии. Существует предположение, что трактат был написан Исидором Севильским как догматическое оправдание законов короля Сисебута, ущемлявших права иудеев в Испании, и имел целью смягчить общественную реакцию на действия властей. Два сходных по тематике трактата, которые приписываются Исидору Севильскому, в действительности, по мнению исследователей, ему не принадлежат:

 



 
PR-CY.ru