ИОНА - Страница 2

Существует гипотеза, что непосредственно перед архиерейской хиротонией Иона был архимандритом Симонова монастыря и в 1426 г. по поручению митрополита Фотия ездил в Тверь (в Супрасльской летописи под 1426 г. упоминается о посылке митрополитом Фотием в Тверь архимандрита Ионы из Москвы, неизвестно из какого монастыря). Если это так, то поставление Ионы имело место в последние годы жизни святителя Фотия, не раньше 1426 г. Ближайший предшественник Ионы на Рязанской кафедре – Сергий (Азаков) – также был из братии Симонова монастыря. Ко времени хиротонии Ионе было не меньше сорока лет, т.к., согласно русской канонической практике начала XV в., архиерейская хиротония могла совершаться при достижении ставленником именно этого возраста («Русская историческая библиотека»). В годы служения в Рязанской и Муромской епархии Иона активно занимался миссионерством, «многи неверныя к Богу обрати» (Полное собрание русских летописей, том 21, часть 2). В 1430 г. присутствовал в Вильно на съезде, созванном великим князем Литовским Витовтом, в качестве посланника великого князя Рязанского Ивана Фёдоровича, который в 1427 г. признал себя вассалом Витовта и обещал ему «служити безъхитростно». Наречение Ионы на митрополичий престол состоялось, как полагают исследователи, сразу после смерти митрополита Фотия. Дата наречения им неизвестна. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, это событие произошло во второй половине 1432 г. 11 марта 1433 г. датируется грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополью Рускую», посланная в нижегородский Печерский монастырь (Русский феодальный архив). О деятельности Ионы как «нареченного на митрополию» свидетельствует грамота боярина Игнатия Васильевича Минина на село Аксиньинское в Звенигородском уезде, в которой святитель также назван «нареченным» (Акты феодального землевладения и хозяйства). В августе 1433 г. Иону была представлена духовная грамота Галичского князя Василия Васильевича, которая не имела отношения к Рязанской епископии и, по мнению исследователей, предъявлялась архиерею именно как местоблюстителю митрополичьего престола. В Житии Новгородского архиепископа Ионы (около 1539 г.) есть известие, что Ионе было принесено «благословение патриарше» на митрополию ещё при жизни митрополита Фотия. Сразу после наречения Иона не мог отправиться за благословением в Константинополь, т.к. в 1431 г. возобновилась борьба за великокняжеский стол между Московским великим князем Василием II и его дядей, удельным Звенигородско-Галичским князем Георгием (Юрием) Дмитриевичем; оба отправились для разрешения спора и за ярлыком в Орду: Василий II – 15 августа, князь Юрий – 8 сентября 1431 г. Так что не от кого было посылать московского кандидата в митрополиты (как правило, его сопровождал великокняжеский посол). Василий II вернулся в Москву 29 июня 1432 г., но и теперь Иона не мог отправиться в Константинополь, т.к. Литовский великий князь Свидригайло направил туда своего претендента – Смоленского епископа Герасима (до 1 сентября 1432 г.), который и был поставлен на кафедру. В литературе выдвигались разные предположения о времени поездки Ионы. По мнению исследователей, вероятнее всего, её следует датировать временем после сожжения в Литве 26 июля 1435 г. митрополита Герасима.

 



 
PR-CY.ru