ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 11

Преподобный Давид Гареджийский первоначально обосновался в Тбилиси на горе Мтацминда (букв. – св. гора), где позже был основан храм св. Давида и в настоящее время находится целебный источник св. Давида. Преподобный Давид многих обращал в христианство, а позже вместе с учеником Лукианом покинул Тбилиси и обосновался в пустынной местности Гареджи (юго-запад Кахети), где основал монастырь – будущую Давидгареджийскую лавру. В дальнейшем здесь появилось более 20 монастырей. Из Ниноцминды в Гареджи пришёл преподобный Додо Гареджийский, который основал монастырь во имя Пресвятой Богородицы в восточной части Гареджийского хребта Додос Рка (ветвь Додо). Святитель Иесей Цилканский основал монастырь Цилкани и был рукоположён во епископа. В его «Житии» описано чудо о р. Ксани, изменившей русло согласно его повелению. Святитель Иосиф Алавердский проповедовал в Восточной Грузии, где основал монастырь Алаверди и совершал чудеса крестом, сделанным из Древа Господня. Преподобный Шио Мгвимский, сын антиохийского вельможи, в горах к северо-западу от Мцхеты, в местности Саркине, основал монастырь Шиомгвиме. Голубь носил ему еду, и свидетелем этого чуда стал местный правитель, впоследствии его ученик преподобный Евагрий Шиомгвимский, настоятель Шиомгвимского монастыря. Преподобный Исидор Самтависский учредил монастырь Самтависи. Преподобный Фаддей Степанцминдский проповедовал у подножия горы Зедазени и основал множество церквей в Картли, в том числе Урбниси, подвизался на Цлевской горе (близ г. Каспи). Преподобные Стефан Хирсский, Зенон Икалтойский и Пирр Бретский проповедовали в Кахети и основали монастыри Хирский (Стефан), Икалто (Зенон) и Брети (Пирр). Преподобный Михаил Улумбойский  проповедовал в Северной Картли и Осетии, основал монастырь Улумбо. Церковный раскол на Кавказе в VII в. возник из-за разногласий по вопросам христианской догматики между церквами Картли, Кавказской Албании и Армении, которые привели к разрыву молитвенного общения. Историческим контекстом этого события послужила различная внешнеполитическая ориентация закавказских стран. Если на первом Двинском Соборе 505/506 г., по свидетельству первого послания Армянского католикоса Бабгена, все участники Собора занимали антинесторианскую позицию, то спустя несколько лет в результате активной религиозной политики восточных империй возник церковный раскол. После недолгого колебания Византия поддержала дифизитство (халкидонитство), а зороастрийская Персия – монофизитство. Соответственно закавказские страны, уже потерявшие независимость, должны были определить свою политическую ориентацию и вероисповедание. Первые признаки разногласий появились во второй половине VI в., когда Армянская церковь на втором Двинском Соборе 554/555 г. объявила своим официальным вероисповеданием одно из монофизитских течений – юлианство. Грузинская и Албанская церкви не поддержали определений второго Двинского Собора и остались на позициях Халкидонского собора. В 604–609 гг. между главами Картлийской и Армянской церквей шла оживлённая переписка по религиозным и национальным вопросам («Книга посланий». 1968 г.). Причиной открытого конфликта стало выступление в 605 г. Цуртавского епископа Моисея, армянина по происхождению, который обличал знать и народ в дифизитстве. Потерпев неудачу, он бежал в Армению, а на Цуртавскую кафедру был рукоположён другой епископ, которому католикос Картли Кирион велел вести службу среди армяноязычного населения епархии на грузинском языке.

 



 
PR-CY.ru