ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 12

Моисей обратился с жалобой к наместнику Армянского католикоса Вртанесу Кердолу, началась полемика между картлийскими и армянскими церковными властями. Согласие достигнуто не было, и Армянская церковь прервала сношения с Грузинской и Албанской церквами. В 608 г. Армянский католикос Авраам I Албатанеци (606/607 – 610/615 гг.) издал «Всеобщее послание», в котором запретил армянам всякие, кроме торговых, сношения с грузинами и албанцами. Католикос Картли Кирион, твёрдо стоявший на позициях православия, прилагал большие усилия для укрепления православного вероисповедания своей паствы. В VII в. ещё дважды (сначала под давлением Персии, а затем Византии) были осуществлены попытки объединить церкви Закавказья под одним вероисповеданием: персидский шах Хосров II Парвиз (591–628 гг.) после взятия Иерусалима в 614 г. созвал церковный Собор, на котором было постановлено всем армянским христианам под властью персидского шаха принять веру Армянских католикосов. В 630 гг. византийскому императору Ираклию (610–641 гг.) удалось склонить Армянского католикоса Езру I к воссоединению с православной церковью. Эти процессы прервались в начале VIII в. в связи с захватом Армении арабскими войсками. После восстановления прямого контроля Византии над Западной Грузией в середине VI в. в Грузии были учреждены церковные кафедры, состоявшие в ведении Константинопольской церкви. Нотиции Константинопольского патриархата, списки кафедр, находившихся в его юрисдикции, дают исследователям представление о структуре церкви Западной Грузии VI–IX вв. Согласно первой нотиции VIII–IX вв., территория Эгрисского царства в церковно-административном отношении была поделена следующим образом: епархия Лазики с центром в митрополии Фасиса (Поти) и четыре епископские кафедры – Родополь (Варцихе), Саисины (Цаиши), Петра (Цихисдзири), Зиганеи (Зиганис, Гудава); автокефальная архиепископская кафедра с центром в Севастополе (Цхуми, Сухуми) епархии Абазгии (Абхазети); в центральной и восточной частях Северного Причерноморья была создана Зихийская (Джикетская) епархия, представленная тремя автокефальными архиепископиями: Херсоном, Боспором и Никопсией. Фасисская митрополия была, как полагают исследователи, была основана в правление императора Юстиниана I (527–565 гг.), т.к. занимала второе после Юстинианополя (Мокиса) место среди последних восьми кафедр в списке митрополий. Фасисский митрополит должен был быть своего рода представителем Константинополя в Лазике. Во второй половине VI – VII в., когда царская власть в Эгриси была упразднена, и местную власть представляли патрикии, значение митрополии Лазики ещё больше возросло. Неотъемлемой частью церковной политики, проводимой Юстинианом в Западной Грузии, являлись также христианизация Абазгии (около 542 – 548 гг.) и основание кафедры в Севастополе (около 542 – 548 гг.). В период правления императора Ираклия Севастопольская епископская кафедра выделилась в автокефальную архиепископскую епархию. В списке архиепископий первой нотиции Севастополь занимает последнее место и помещён после архиепископской кафедры Ираклеополя (епархия Армении), что свидетельствует о более позднем по сравнению с Ираклеопольской возникновении кафедры. Этот факт указывает на то, что в 630 гг., во время правления императора Ираклия, Севастопольскую кафедру возвели в ранг архиепископии.

 



 
PR-CY.ru