ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 20

В Крестовом монастыре подвизалось множество насельников, здесь были переписаны десятки рукописей, переведено множество литературных памятников, созданы оригинальные произведения. В 1083 г. в Родопских горах (современная Болгария), в 30 км от Филиппополя (современный Пловдив), великий доместик Византийской империи Григорий Пакуриан (ум. в 1086 г.) основал Петриционский (Бачковский) монастырь. Сведения о грузинских монастырях, имевших каждый свой устав, сохранились фрагментарно. Значительное влияние на формирование грузинских типиконов оказал так называемый палестинский (или иерусалимский) устав, принятый в лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима (VI в.) и имевший ключевое значение для всего восточного христианства: начиная с X–XI вв. Типикон св. Саввы использовался во всех Восточных церквах. В последней четверти Х в. на Афоне широко развернулась грузинская монастырская деятельность; для нужд Иверского монастыря на грузинский язык была переведена константинопольская редакция Типикона. В первой четверти XII в. некий Иоанн перевёл Типикон монастыря Симеона Чудотворца (близ Антиохии), выполненный под редакцией св. Саввы и содержавший элементы литургической практики афонских монастырей. В XVIII в. католикос Антоний I (Багратиони) исправил грузинский Типикон в соответствии со славянским. Помимо Типикона св. Саввы в грузинских монастырях были приняты также уставы Студийского монастыря (Константинополь) и Лавры преподобного Афанасия (Афон). Известны также так называемые ктиторские типиконы, разработанные ктиторами для основанных ими монастырей. Настоятели грузинских монастырей не перенимали полностью уставы других монастырей. Устав кларджетских монастырей (конец VIII в.), созданный Григорием Хандзтийским, в полном виде не сохранился: Георгий Мерчуле в «Житии Григория Ханцтели» приводит его краткое содержание (на грузинском языке). Типикон Иверского монастыря («Порядок и уложения»), по мнению исследователей, был переведён Евфимием Святогорцем в начале XI в. (1005–1019 гг.). Приблизительно в 1123 г. преподобный Симеон составил Уложение для Шиомгвимского монастыря, известное под названием «Порядок настоятеля пустыни», также являющееся образцом грузинского типикона. Сохранился отрывок Типикона (около 1191–1212 гг.) одного из монастырей Квемо-Картли, принадлежавшего Болнисскому монастырю или находившемуся напротив него монастырю Цугругашени. Единственным, сохранившимся в более или менее полном виде Типиконом древнегрузинского монастыря на территории Грузии является Устав пещерного монастыря Вахани (между 1204–1234 гг.). Сохранился полностью до настоящего времени составленный за пределами Грузии Григорием Пакурианом на грузинском и греческом языках Типикон Петрицонского монастыря (1083 г.). Наряду с небольшими грузинскими монастырями, где подвизалось несколько десятков насельников, существовали и крупные – лавры. Так, Георгий Святогорец в «Житии Иоанна и Евфимия» указывает, что в Иверском монастыре во время настоятельства преподобного Евфимия было 300 человек братии; в Шиомгвимской лавре подвизалось приблизительно столько же человек, в Петрицонском монастыре, согласно уставу, – 50 монахов, в Ваханском пещерном монастыре, согласно Типику, – 61 (24 иеромонаха, 20 монахов, 7 иеродиаконов и 10 алтарников).

 



 
PR-CY.ru