ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 16

Григорий убедил святителя Ефрема поддержать Арсения, и благодаря авторитету преподобного кандидатура Арсения была подтверждена. Деятельность католикоса Арсения была настолько плодотворной, что в источнике он упоминается как «Арсений великий, католикос Картли и Мцхетского престола, венец неувядаемый». В тот же период Ефрем Мацкверели добился согласия Иерусалимского патриарха Сергия I (834–859 гг.) на варение св. мира в Картли, что способствовало укреплению автономных прав ГПЦ. Святитель Ефрем занимался этим вопросом либо по поручению католикоса, либо потому, что по смерти католикоса он временно исполнял его обязанности. Ефрем сорок лет управлял Ацкурской епархией, обладал даром пророчества, предвидения, чудотворения и исцеления. Во второй половине IX в. в Самцхе учеником Михаила Парехского преподобным Серапионом Зарзмским (ум. в 900 г.) был основан монастырь Зарзма, о чём в «Житии Серапиона Зарзмели» сообщил его племянник преподобный Василий Зармзский, четвёртый настоятель этого монастыря. В IX в. арабами в Зедазенском монастыре был убит Иоанн Зедазнийский. В 808 г. в Феодосиополе (современный Эрзурум) были замучены братья Исаакий и Иосиф, родившиеся в мусульманской семье и тайно воспитанные матерью-грузинкой в православной вере. В 852 г. в Самарре халифом Джафаром был замучен и обезглавлен грузинский князь-полководец Константин-Каха. К X в. относится царствование легендарной царицы Динар (вероятно, царица Эрети, вместе со своим сыном Ишхаником возродившая православие среди исповедующего монофизитство населения Юго-Восточной Грузии). Её изображение (всадница на белом коне) сохранилось на северной стене Тронного зала Грановитой палаты Московского Кремля. В 914 г. в битве при крепости Квелисцихе (Южная Грузия) были взяты в плен полководец Гоброн-Михаил и 133 воина с ним. Эмир Абул-Касим подверг жестоким пыткам сначала воинов, затем Гоброна. Отделение церковных кафедр Западной Грузии от Константинопольского патриархата, сыгравшее значительную роль не только в истории Эгрис-Абхазского царства, но и в формировании единого Грузинского царства, в грузинской историографии датируется по-разному, в пределах VIII–X вв. В шестой нотиции связь западногрузинских кафедр с Константинополем ещё прослеживается: на традиционном 27-м месте значится митрополия Фасиса. Четыре епископские кафедры, подчинённые митрополии Фасиса, а также архиепископские кафедры Никопсии и Севастополя в списке не фигурируют, поскольку перечислены только митрополии. Сведения шестой нотиции схожи со списками Константинопольского поместного собора (879–880 гг.), что позволяет исследователям отнести дату составления нотиции к тому же периоду. В седьмой нотиции (901–907 гг.) отражены результаты проведённой Константинопольской церковью церковной реформы начала X в.; западногрузинские церковные центры в ней не значатся. Таким образом, исследователи предполагают, что отделение церковных центров Западной Грузии от Константинопольского патриархата произошло между 879 и 901/907 гг. Трапезундская митрополия отмечена в шестой нотиции без наименования «епархия». В седьмой нотиции западногрузинские церковные центры обозначены как «Трапезунт Лазики», что указывает на существование в церкви Западной Грузии тенденций к сепаратизму и как следствие этого – на превращение Трапезунда в альтернативную Фасису митрополию, которая в дальнейшем становится центром Лазикской епархии в юрисдикции Константинополя.

 



 
PR-CY.ru