ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 14

В четвёртой нотиции (до 869 г.) фиксируются подчинённые Константинопольскому патриархату кафедры Западной Грузии: митрополия Фасиса (Поти) с четырьмя епископскими центрами в Лазике; автокефальная архиепископская кафедра Севастополя (Цхумская), Абазгии; автокефальная архиепископская кафедра Никопсии (Джикетская, северо-запад Абхазии). Данные четвёртой нотиции, касающиеся митрополий и архиепископских кафедр, подтверждает пятая. Таким образом, в VI–IX вв. церковная юрисдикция Константинопольского патриархата распространялась на всю территорию Западной Грузии, однако существует мнение, что в определённые периоды восточные и горные районы Западной Грузии (Аргвети, Рача-Лечхуми и др.) подчинялись Картлийскому (Мцхетскому) престолу. Восточногрузинская церковь на протяжении VI–IX вв. старалась распространить своё влияние на Западную Грузию и активно вела церковное строительство. Так, в Чкондиди в VII в. была выстроена церковь типа мцхетского храма Джвари, освящённая во имя св. мучеников. Католикос Картли Кирион I упоминается как архиепископ картлийской паствы Гуджарети и Эгриси; в первой половине IX в. церковно-политическим деятелем Картлийской церкви преподобным Григорием Хандзтийским в Убе (Убиси) был основан монастырь. В 730 гг. в Грузию вторглись войска Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого), после чего в Восточной Грузии надолго утвердилась власть мусульман. Тбилиси стал резиденцией наместника халифа в Грузии, эмира Картли, которому подчинялись эмиры других крупных городов (Рустави, Дманиси, Хунани). Народно-освободительные силы объединились в защите христианства, исламу было противопоставлено православие. К 740 г. относится мученичество братьев Давида и Константина Аргветских, возглавивших освободительное движение против Мурвана Глухого. Отказавшись в плену принять ислам, они были подвергнуты пыткам и утоплены. Ночью христиане тайно похоронили тела мучеников в разрушенной церкви возле р. Цкалцители. По велению царя Баграта IV в XI в. здесь был основан монастырь Моцамета (букв. – мучеников), где были упокоены мощи великомучеников. К этому же периоду относится мученичество св. Або Тбилисского (ум. в 786 г.), араба по происхождению: по приказу тбилисского эмира он был обезглавлен. Тело святого было сожжено, а пепел сброшен в р. Мтквари (Кура) в том месте, где позже были возведены храм Метехи и часовня св. Або, считающегося покровителем Тбилиси. В 720–744 гг. католикосом Картли был святитель Мамай, в 770 гг. католикосом стал святитель Сармеан. В конце VIII в. в связи с междоусобицами в Арабском халифате создались благоприятные условия для сопротивления арабам: отдельные провинции постепенно освобождались от арабского ига, образовались независимые самтаврства (княжества) и царства Кахети и Эрети. Борьбу с арабами в 820 гг. в Картли возглавил основоположник грузинской царской династии Багратионов царь Ашот I Великий (ум. в 826 или 829 г.). Потерпев поражение, он был вынужден перебраться в Шавшет-Кларджети (Южная Грузия); г. Артануджи стал столицей Картвельского царства, где началось духовное возрождение Грузии, связанное с именами Григория Хандзтийского и его учеников. В конце VIII в. они основали здесь шесть мужских монастырей и два женских, ставших не только духовными центрами, но и очагами грузинской культуры и письменности.

 



 
PR-CY.ru