ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 17

Исследователи не исключают, что постепенное выдвижение Трапезундского архиерея (первоначально подчинявшегося митрополиту Неокесарии), сначала до статуса архиепископа, а затем – митрополита, было связано именно с процессами, происходившими в Западной Грузии. Эти обстоятельства служили сохранению престижа и являлись гарантом стабильности положения Константинопольского патриархата в этом регионе. Сведения нотиций также фиксируют изменения церковной организации в IX в. к северо-западу от Абхазского (Западногрузинского) царства, связанные, как полагают исследователи, с процессом отделения западногрузинских кафедр от Константинопольского патриархата. В третьей нотиции (787 г.) появляются две новые кафедры: Сугдея (Крым) и Таматарха (Матараха; Керченский пролив). Сугдея расположена в епархии Зихии, а Никопсия, которая следует за первыми двумя кафедрами в других нотициях, относится к епархии Абазгии. В конце VIII в., ко времени формирования Абхазского царства и достижения независимости от Византии, Никопсия входила в состав Эгрис-Абхазского царства. Исследователи предполагают, что та часть паствы Никопсии, которая осталась за пределами северо-западной границы Западногрузинского царства, была введена в юрисдикцию епископской кафедры Таматарха. В 920 гг. (восьмая нотиция) кафедра Таматарха (Зихия) уже представлена в ранге архиепископской кафедры. Возникновение Абхазского католикосата в Западной Грузии исследователи связывают с выходом из юрисдикции Константинопольского патриархата митрополии Фасиса с четырьмя подчинёнными кафедрами (Родополь, Саисины, Петра, Зиганеи), а также архиепископий Никопсии и Абазгии с последующим их объединением в Грузинскую церковь, политическую основу которого составляло Абхазское (Западногрузинское) царство. Резиденция католикоса находилась в Бичвинте (Пицунда), где в X в. был выстроен кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Западногрузинских католикосов в источниках называют также Бичвинтскими – по местонахождению их резиденции. Титулатура католикоса («Богоизбранный наместник апостола Андрея Первозванного... подражатель Двенадцати») подчёркивала преемственность служения католикоса от просветителя Грузии апостола Андрея Первозванного. С обретением церковной независимости от Константинополя греческие епископские кафедры, расположенные, в основном, на побережье Чёрного моря, упразднялись абхазскими (западногрузинскими) царями, вместо них основывались грузинские. С IX в. в Западной Грузии греческий язык в богослужении был заменён грузинским, появились и первые эпиграфические памятники на грузинском языке, наиболее ранние из которых – надписи на асомтаврули в церкви Мсигхуа (Гудаутский район). Прямых сведений о существовании Абхазского аатоликосата до XI в. нет, наиболее ранним свидетельством является Ахалцихское пергаменное Евангелие, в колофонах которого несколько раз упоминается «католикос Абхазии Свимеон», современник автора записей. В 980 гг. святыми Иоанном Святогорцем и Иоанном Торникием (около 920 – 984 гг.) на Афоне был основан грузинский Иверский монастырь. Обитель благодаря деятельности св. старцев Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев стала крупнейшим очагом грузинской культуры, где на грузинский язык были переведены десятки греческих церковных сочинений, созданы оригинальные произведения, в том числе и на греческом языке.

 



 
PR-CY.ru