ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 13

Прямых сведений о юрисдикционной принадлежности Севастопольской епископской кафедры со дня её основания до возведения в ранг архиепископской епархии (около 540 – 630 гг.) нет. Исследователи полагают, что в указанный период Севастопольская кафедра входила в епархию Лазики, и что одновременно образовались Севастопольская кафедра и митрополия Фасиса. С VI в. кафедры Западной Грузии были уже прочно включены в церковную иерархию Константинопольского патриархата, что наряду с данными нотиций подтверждается и списками участников Вселенских соборов. В актах шестого Вселенского собора (680–681 гг.) упоминается Феодор, «недостойный епископ Фасиса, провинции Лазика». На состоявшемся в 691–692 гг. в Константинополе Трулльском соборе присутствовал митрополит Фасиса, тот же Феодор, а также епископ Петры Иоанн, Фотий Севастопольский и, возможно, Зиганейский епископ Фавстин (его кафедра упоминается до Петры). Под актами Никейского (Седьмого) Вселенского собора (787 г.) стоит подпись «митрополит Христофор» – с тремя различными уточнениями: «епископ Фасиса», «епископ Фасиса, т.е. Трапезунта», «епископ Трапезунта»; следовательно, на тот момент кафедры Фасиса и Трапезунда находились под управлением одного епископа, тогда как Трапезундская кафедра была отделена от Фасисской митрополии территорией под названием Риза, епископ которой также присутствовал на Соборе и подчинялся, вероятнее всего, митрополиту Неокесарии (диоцез Понт Полемониакский). Согласно второй нотиции, составленной не позднее первой четверти IX в., картина церковной организации Западной Грузии не изменилась. В третьей нотиции (с 787 г. до конца IX в.) восточные кафедры приводятся, в основном, под теми же титулами, что и в предыдущих нотициях, с той лишь разницей, что в епархию Лазики помимо четырёх епископских кафедр (Родополь, Саисины, Петра, Зиганеи) включена и епископская кафедра Ризы (ныне Ризе, Турция), занявшая последнее место среди кафедр Лазики. Епископ Ризский Иоанн присутствовал на Константинопольском поместном соборе (879–880 гг.) уже в сане архиепископа, из чего следует, что его кафедра в Ризе входила в состав митрополии Фасиса (епархии Лазики) между 787–879 гг. По сведениям «Мученичества Або Тбилели» (786–790 гг.) Иоанна Сабанисдзе исследователи установили пределы христианского Абхазского княжества (Западная Грузия) в конце VIII в. Мученик Або Тбилисский, следуя за правителем Картли Нерсе в изгнание, отправился в Абхазию. Агиограф пишет, что «блаженный Або... нашёл страну ту процветающей в вере Христовой, в её пределах нельзя было найти ни одного неверующего. Границей этой страны являются: море Понтийское, обиталище христиан до пределов Халдии; в ней находятся: Трапезунд, поселение Апсар и гавань Нафсай, тамошние города и селения являются достоянием царя христолюбивых ионян (греков), престол которого находится в великом городе Константинополе». Исследователи предполагают, что Риза в составе Абхазии как часть Халдии находилась вплоть до 830 гг. В период правления византийского императора Феофила (829–842 гг.) здесь была образована отдельная административная единица – фема Халдия (очевидно, именно с этого времени начинается выдвижение кафедры Ризы).

 



 
PR-CY.ru