ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 10

В 571/572 г. в Картли и Армении было поднято восстание, которое поддержал византийский император Юстин II (565–578 гг.), и до 577 г. Картли находилась под покровительством Византии. В 580 гг. Картли вновь отошла в ведение Ирана, однако иранский шах Ормизд IV (579–590 гг.) признал Гургена (571–586 гг.) эриставом Картли. Известна монета Гургена, датированная седьмым годом правления Ормизда IV, на которой соседствуют изображения зороастрийского священного огня на алтаре и креста над плечами Ормизда. Положение преемника Гургена Степаноза (586/590 – 602/603 гг.) было уже более независимым: Степаноз получил от византийского императора титул патрикия и возобновил церковное строительство. При нём на горе над Мцхетой, где стоял крест св. Нины, был возведён выдающийся памятник искусства – храм Джвари (церковь Креста). К VI в. относится мученичество девяти Калайских мучеников (с. Кола в Тао, Южная Грузия). Священник по просьбе детей крестил их в р. Мтквари, родители-язычники, узнав об этом, силой пытались заставить их отречься от Христа. По истечении семи дней детей забили камнями. Мученичество св. Евстафия Мцхетского, перса по происхождению, обосновавшегося в Мцхете и принявшего крещение от католикоса Картли Самуила IV (582–591 гг.), датируется 589 г. Он был обезглавлен, ночью тело святого, выброшенное на съедение птицам, вывезли в Мцхету, похоронили под престолом Светицховели. Основателями монашеской жизни в Грузии стали преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов, так называемые вторые апостолы Грузии (VI в.). Как повествует «Житие Иоанна Зедазнели», созданное его учеником Василием Зедазнийским, преподобный Иоанн подвизался в Антиохии и прославился многочисленными чудесами. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. После долгого поста и молитвы он выбрал по жребию 12 учеников. «Житие» передаёт, что с известием о прибытии «сонма светил, воссиявших в Месопотамии» Грузинскому католикосу Евлавию и царю Парсману предстал ангел, и старцы были встречены у Мцхеты с большими почестями. Св. Иоанн и его ученики обосновались на горе Зедазени, где до проповеди св. Нины находилось капище языческого бога Задени. Иоанн, исполняя повеление, полученное им во сне, разослал учеников во все пределы Грузии, с тем чтобы они основывали монастыри и возводили церкви: Авив обосновался в Некреси, Исе (Иессей) – в Цилкани, Иосиф – в Алаверди, Давид – в Гареджи, Шио – в Мгвиме, Антоний – в Марткопи, Пирр – в Брети, Зенон – в Икалто, Стефан – в Хирсе, Михаил – в Улумбо, Фаддей – в Степанцминде, Исидор – в Самтависи. Оставшись на горе Зедазени со своим учеником диаконом Илиёй, Иоанн основал монастырь Зедазени и совершил много чудес и исцелений. Священномученик Авив Некресский обратил многих огнепоклонников в христианство, основал монастырь Некреси и принял мученическую кончину от персов. Корнелий Самсонович Кекелидзе (1879–1962 гг.) пишет об образованности епископа Авива, разбирая с философской точки зрения его проповедь против зороастризма, в которой он пользуется античной теорией о четырёх элементах (вода, воздух, огонь, земля). Преподобный Антоний Марткопский подвизался в основанном им монастыре Марткопи, на вершине Акрианской горы он соорудил башню (столп), где провёл 15 лет в уединении.

 



 
PR-CY.ru